PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378:336-057.875

DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.522-538

 

Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов

Резник Семен Давыдович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (440028, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6395-1450, Scopus ID: 7005971908, Researcher ID: H-4904-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сазыкина Ольга Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (440028, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2954-8910, Scopus ID: 6507534345, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Черниковская Марина Витальевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (440028, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0994-8108, Scopus ID: 57148206900, Researcher ID: B-4831-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Несмотря на значительные мероприятия и программы, осуществляемые руководством страны для повышения финансовой грамотности населения, студенты российских вузов остаются все еще недостаточно финансово грамотными. В связи с этим необходима разработка и реализация комплекса внутривузовских образовательных практико-ориентированных технологий, способных повысить финансовую грамотность и экономическую самостоятельность студентов в период вузовского обучения. Цель статьи – показать особенности и возможности региональных вузов страны в решении проблемы повышения финансовой грамотности студенческой молодежи.
Материалы и методы. Исследование проблемы формирования финансовой грамотности студенческой молодежи в период вузовского обучения проведено на основе анкетного опроса 565 студентов из 29 вузов Российской Федерации в мае – июне 2022 г. с помощью специально разработанной анкеты в Google Forms. Обработка результатов анкетного опроса выполнена с применением программы SPSS и использованием метода сравнительного анализа ответов студентов ведущих (федеральных, национальных исследовательских, столичных) и региональных российских вузов, что позволило выявить и проанализировать особенности формирования финансовой грамотности студентов в зависимости от статуса их вуза.
Результаты исследования. Самооценка студентами региональных вузов своей финансовой грамотности показала ее низкий уровень, свидетельствующий о недостаточности или отсутствии у них серьезных знаний в финансовой сфере. При этом студенты понимают важность финансовой грамотности и отмечают готовность участвовать в различных формах обучения по этой проблеме. Для осуществления образовательного процесса, направленного на интенсивное формирование финансовой грамотности студентов, предложена система непрерывного практико-ориентированного формирования финансовой грамотности.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезными при организации учебного процесса в вузах для повышения финансовой грамотности обучающихся. В перспективе исследование будет дополнено анализом формирования финансовой грамотности студентов на разных этапах обучения на основе учета влияния возраста, курса обучения студентов и других факторов.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая самостоятельность, финансовые практики, студенчество, высшее учебное заведение, региональный вуз, ведущие (федеральные, национальные исследовательские, столичные) вузы

Финансирование: статья подготовлена в рамках реализации гранта РНФ «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ 22-28-20445).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Резник С. Д., Сазыкина О. А., Черниковская М. В. Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 522–538. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.522-538

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 16.03.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023;
принята к публикации 05.06.2023.

Заявленный вклад авторов:
С. Д. Резник – научное руководство; критический анализ и доработка текста.
О. А. Сазыкина – обзор литературы; сбор доказательств; анализ данных; подготовка текста статьи.
М. В. Черниковская – сбор данных; формализованный анализ данных.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License