УДК 316:37
DOI: 10.15507/1991-9468.109.026.202204.655-670
Социология образования или образование без социологии? Опыт науковедческого исследования
Зборовский Гарольд Ефимович
профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8153-0561, Scopus ID: 6505899907, Researcher ID: E-6142-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. По мере роста числа научных публикаций по проблемам образования все чаще можно обнаружить стремление авторов рассматривать их как социологические. Однако многие из них не отвечают требованиям, предъявляемым к статьям, основанным на данных социологических эмпирических исследований. В связи с этим возникает необходимость разведения различных по характеру, направленности и функциям публикаций, в центре которых оказывается проблематика образования. Цель статьи – проанализировать критерии отнесения публикаций к дисциплинарной области социологии образования и выявить их специфику. Достижение этой цели позволит прояснить вопрос о доверии к научной публикации, результатам исследования, о целесообразности их использования для принятия управленческих решений в области образования.
Материалы и методы. Объектом исследования являются научные журналы, публикующие на регулярной основе статьи по проблемам образования, в том числе под рубрикой «Социология образования». В выборку вошли соответствующие издания и публикации в них за последние 5 лет. Предметом изучения стало содержание публикаций, которые были отнесены либо изданиями, либо авторами статей к числу социологических. В качестве основных применялись методы контент-анализа и историко-социологического анализа.
Результаты исследования.Определены специфика предметного поля социологии образования и тенденции его становления и развития. Сформулированы основные критерии, позволяющие определить отличия публикаций в области социологии образования.
Обсуждение и заключение. Статья имеет науковедческий характер. В процессе обсуждения полученных результатов обращается внимание на специфический характер, особые задачи и функции социологических исследований и публикаций в области образования. Показывается значение этих результатов для повышения качества эмпирических исследований образования и публикаций на их основе, а также возможность их использования для решения его практических проблем.
Ключевые слова: образование, социология образования, социологические исследования образования, публикации в журналах по проблемам образования, критерии социологических публикаций по проблемам образования
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Зборовский Г. Е. Социология образования или образование без социологии? Опыт науковедческого исследования // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 655–670. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.655-670
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 02.03.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022;
принята к публикации 31.05.2022.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.