УДК 37.014
DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.020-028
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
Рябова Инна Геннадьевна
(заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»(Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8154-6106, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Гуляева Нина Викторовна
(доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9244-9291, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Введение: статья посвящена раскрытию одной из приоритетных проблем модернизации современного образования – формированию социально-экономической компетентности педагога. Неотъемлемыми компонентами в ее структуре выступают такие социально-экономические функции как целеполагание, планирование, организация, анализ, контроль и коррекция.
Материалы и методы: материалом послужили труды ученых, в которых рассматривается проблема формирования социально-экономической компетентности педагога, общественного управления школой. Использован комплекс методов педагогического исследования с акцентом на теоретические и практические методы.
Результаты исследования: проведенный педагогический анализ раскрывает пути формирования социально-экономической компетентности педагога, способного осмысливать социальную ситуацию, эффективно управлять учебным заведением в рыночных условиях, экономически мыслить, находить социальное согласие, формировать открытую образовательную среду, оперативно решать задачи по реализации конкретных целей. Обосновано, что задачу формирования социально-экономической компетентности можно решить, если педагог овладеет навыками общественного внутришкольного управления. В статье представлен анализ результатов многолетней опытно-экспериментальной работы по организации пространства общественного управления образовательным учреждением на базе МОУ «Лицей № 26» г. о. Саранск Республики Мордовия. Подчеркивается важность повышения квалификации работников образования по направлению «Государственно-общественное управление: общественная экспертиза» как фактора формирования социально-экономической компетентности педагога.
Обсуждение и заключения: выявлены критерии общественного участия в управлении образованием. Доказано, что демократизация управления, придание ему общественного характера позволяют оптимально включить личность (администратора, педагога, ученика, родителя) в процессы целеполагания, совместной управленческой деятельности, совершенствования межличностных отношений, что делает образовательную систему открытой и поднимает ее на новый уровень. Показаны организационно-педагогические условия создания и функционирования Управляющего совета образовательной организации (управление перспективным и программным развитием; менеджмент качества образовательного процесса; экспертиза и изучение общественного мнения; управление развитием социального партнерства; медико-социальная поддержка образовательного процесса), способствующие формированию качественно новой образовательной среды.
Ключевые слова: социально-экономическая компетентность; педагог; государственно-общественное управление; Управляющий совет; общественное управление; открытая образовательная среда
Благодарности: Работа проводилась при поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012–2016 гг. (проект 2.1.1 «Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе НОЦ и НИЛ » (Создание научно-образовательной лаборатории «Образование и воспитание дошкольников и младших школьников в условиях поликультурного региона»).
Для цитирования: Рябова И. Г., Гуляева Н. В. Формирование социально-экономической компетентности педагога в сфере общественного управления школой // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 20–28. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.020-028
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.