УДК 71.3-053.5                                                 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.023

 

Проблема педагогических приемов при создании ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника

Скворцова Марина Алексеевна
(ассистент кафедры педагогического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова» (Россия, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 14), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6693-6130, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предполагает создание динамичной образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. В связи с этим на основании закона РФ «Об образовании», а также Доктрины национального образования в РФ государство как одну из приори- тетных задач определяет создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка. Статья посвящена теоретико-методологическим основам создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника. В работе раскрыта актуальность и необходимость данного понятия в современной общеобразовательной школе; рассмотрены такие пси- холого-педагогические понятия, как «образовательная среда», «успех» и «ситуация успеха», а также сам субъект образования – младший школьник. Описаны аспекты моделирования образовательной среды, условия эффективного применения ситуации успеха и участия в данном процессе современного учителя, заключающиеся в совершенствовании процесса обучения в качестве учета индивидуальных особен- ностей школьников. Представлены основные виды успеха и рассмотрены основные характеристики – «успех-признание», «успех-преодоление». Описаны мнения многих авторов в отношении актуальной тематики ? в философском, социальном и педагогических аспектах. В работе учтены взгляды таких педагогов и философов, занимающихся данной проблематикой, как Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Олпорт, П. Рикер, К. Г. Юнг, В. С. Степин, Г. В. Гегель А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Э. Скиннер, Д. Роден К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т. О. Гордеева А. Л. Журавлев, Ю. М. Забродин, В. В. Новиков, Т. В. Корнилова, В. Г. Булыгина, М. Мелия.

Ключевые слова: ситуация успеха; педагогические условия; успех; создание ситуации успеха; образовательная среда младшего школьника; младший школьник

 

Для цитирования: Скворцова, М. А. Проблема педагогических приемов при создании ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника / М. А. Скворцова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 23–27. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.023

 

Problems of pedagogical methods of creating a situation of success in the educational environment of the primary school pupils

Skvortsova Marina Alekseyevna
(assistant professor, Chair of Pedagogical Education, Institute of Pedagogy and Psychology under Nekrasov Kostroma State University (14, Pervogo Maya Str., Kostroma, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6693-6130, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

International Transition to federal state educational standards of new generation involves the creation of a dynamic educational environment of the institution, which in turn become part of the regional educational space. In connection with this state in the Russian Federation Law “On Education”, the Doctrine of Education in the Russian Federation as one of the priorities of its tasks determines the creation of a learning environment that is conducive to the development of creative individuality of each child. This article is devoted to the theoretical and methodological foundations of creating a situation of success in the educational environment of primary school students. The article reveals the relevance and necessity of this concept for present-day secondary school teaching. In the article the author considers such psychological and pedagogical concepts as “educational environment”, “success” and “success environment”, as well as the subject of education – a primary school student. This article summarizes aspects of simulation of an educational environment, conditions for effective application of a situation of success and participation in the process of a teacher, whose aim is to improve the learning process by adjustment to individual characteristics of students. The article also presents the main types of success and describes the main characteristics, more specifically, “success-acknowledgement” and “success-overcoming”. The article presents the opinion of many authors regarding current topics in philosophical, social and pedagogical aspects. In the work take into account the views of the following teachers and philosophers who considered the topics of the current article: Descartes, M. Heidegger, G. Allport, P. Ricoeur, K. G. Jung, V. S. Stepin, G. V. Hegel, A. Maslow, K. Rogers, A. Bandura, B. F. Skinner, D. Roden, K. Levin, F. Hoppe, D. McClelland, H. Heckhausen, R. Sternberg, T. O. Gordeeva, A. L. Zhuravlev, Y. M. Zabrodin, V. V. Novikov, V. V. Kornilov, V. G. Bulygin, M. Melia.

Keywords: situation of success; pedagogical conditions; success; creating a situation of success; educational environment of a primary school student; primary school student

 

For citation: Skvortsova M. A. Problems of pedagogical methods of creating a situation of success in the educational environment of the primary school pupils. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 23–27. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.023

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.