Отзыв из печати статьи Боброва В. В. “Педагогические интуиции” В. В. Зеньковского, их роль в становлении и развитии личности // Интеграция образования. 2014. Т. 19, № 4. С. 65–70. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201404.065
Статья, опубликованная в научном журнале «Интеграция образования» (2014. № 4. С. 65–70) под названием «“Педагогические интуиции” В. В. Зеньковского, их роль в становлении и развитии личности», автором которой является Бобров Виктор Владимирович (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), отзывается из печати редактором с согласия издателя.
Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением значительной части масштабных заимствований из источника: Гагаев А. А, Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: культурно-исторический аспект. 2-е изд., 2008. 312 с.
ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по публикационной этике журнала «Интеграция образования Integration of Education» от «10» марта 2017 г.
УДК 371.4‟Зеньковский”
DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.065
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНТУИЦИИ» В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО, ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Бобров Виктор Владимирович
(доцент кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института – филиала АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 17), кандидат философских наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье рассматриваются взгляды философа-педагога В. В. Зеньковского о духовной природе человека, а также определяется значимость «педагогических интуиций» в процессе формирования личности и функционирования православной школы. В. В. Зеньковский считает, что формирование личности происходит путем ее взаимодействия с Богом, так как она имеет его образ и подобие. Важная роль в духовном становлении человека принадлежит «педагогическим интуициям». В интуиции Бога или смысла содержится начало всей духовной жизни ребенка, той, в которой педагогика условно выделяет умственную, моральную, эстетическую и прочие сферы. Интуиция смысла в мире является началом и движущей силой религиозного сознания ребенка. Поэтому основная задача православной школы – попытаться развить светлую интуицию ребенка и помочь ей духовно сблизиться с Богом и тем самым пробудить в человеке такие качества как доброта, любовь, милосердие. Ученый отмечает, что развитие личности идет в трех направлениях: совершенствование способностей на основе языка и речи; постижение добра и зла в мире и себе; развитие чувства спасения человека, народа, человечества и воскресение в каждом Христа. Именно так формируется гармоничность личности, преодолеваются ее противоречивость и специализированная функциональность. По мнению В. В. Зеньковского, православная школа может не только полноценно функционировать, но и воздействовать на духовное преображение общества, если в ней учтены опре деленные им интуиции.
Ключевые слова: личность; педагогическая интуиция; развитие; воспитание; православие; духовное развитие; православная школа.
Для цитирования: Бобров, В. В. «Педагогические интуиции» В. В. Зеньковского, их роль в становлении и развитии личности / В. В. Бобров // Интеграция образования. – 2014. – № 4 (77). – С. 65–69. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.065
V. V. ZENKOVSKY’S “PEDAGOGICAL INTUITIONS” AND THEIR ROLE IN EVOLVEMENT OF PERSONALITY
Bobrov Viktor Vladimirovich
( research assistant professor, Chair of socio-economic disciplines, Saransk Institute of Consumers Cooperation – an affiliate of Russian University of Consumers Cooperation (17, Transportnay Str., Saransk, Russia), Kandidat Nauk degree (PhD) in philosophical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The article explores the views of the philosopher and educator V. V. Zenkovsky on the spiritual nature of human and determines the importance of “pedagogical intuitions” in the process of evolvement of personality and functioning of the orthodox school. V. V. Zenkovsky believes that the personality evolvement is going through its interaction with God, as it has his image and likeness. The important role in the spiritual evolvement of a human belongs to “pedagogical intuitions”. It is the intuition of God or meaning of life that makes the beginning of the whole spiritual life of a child, in which pedagogy conditionally allocates mental, moral, aesthetic and other spheres. The sense intuition in the world is the beginning and the driving force of the child’s religious mind. Therefore the main task of the Orthodox school is to try to develop the bright child’s intuition and to help it to form a stronger spiritual bond with God, and thus to awaken the human qualities such as kindness, love and mercy. The scientist denotes three directions of personal development: the identity development abilities based on language and speech; the attainment of good and evil in the world and themselves; the development of a sense of people’s and humanity’s salvation and Christ’s resurrection in each human. So is formed a harmonious personality and are overcome its contradictions and specialized functionality. In the opinion of V. V. Zenkovsky, the Orthodox school can not only fully operate, but also affect the spiritual transformation of society, if it takes into account intuitions which are defined by this society.
Keywords: personality; pedagogical intuition; development; education; o rthodoxy; spiritual development; orthodox school.
For citation: Bobrov V. V. “Pedagogicheskie intuicii” V. V. Zen’kovskogo, ih rol’ v stanovlenii i razvitii lichnosti [V. V. Zenkovsky’s “pedagogical intuitions” and their role in evolvement of personality]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 65–69. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.065