УДК 37.01.018                                                 DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.108

 

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАНИЯ И МОДЕЛЬ КАК ФОРМА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

С.А. Барамзина.
( Вятский государственный университет, г. Киров, Россия )

 

В статье изложены предварительные данные докторского исследования, в котором рассматриваются вопросы создания концепции педагогических средств и модели как формы ее реализации в школе. Актуальность исследования в том, что вопросы теории и методологии педагогических средств в современной науке разработаны слабо. Это приводит к противоречию: между наличием представлений о необходимости системы педагогических средств, адекватной современной ситуации развития образования и неразра¬ботанностью ее теоретико-педагогических оснований, обеспечивающих их формирование. Результатом научного разрешения противоречия является комплекс теоретических знаний о педагогических средствах: их сущности, составе, функциях, структуре, месте в системе других категорий педагогики, методологических условиях (методологических ориентирах) разработки системы. Концептуальные представления о педагогических средствах нашли отражение в модели, основными компонентами которой являются: методологический (включает принципы моделирования с позиции основных научных подходов - системного и деятельностного, генеалогию, современный социальный заказ, ведущие связи и факторы, определяющие развитие системы, функции); структурно-содержательный (сущность категории и структурные основания); результативный (достижение образовательных результатов - достижение учащимися заданных свойств (компетенций).

Ключевые слова: система образования; педагогическая система; педагогические средства; средства новых информационных технологий; технические средства обучения; учебник.

Об авторе: Барамзина Светлана Анатольевна, доцент кафедры иностранных языков ФГБоУ ВПО «Вятский государственный университет» (Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36), кандидат педагогических наук, доцент, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

CONCEPTION OF PEDAGOGICAL MEANS OF EDUCATION AND THE CONCEPT AS A FORM OF ITS IMPLEMENTATION

S. A. Baramzina
( Vyatka State University, Kirov, Russia )

 

In this article preliminary data which deals with the creation of the conception of pedagogical means and the concept as a form of its implementation at school is revealed. The relevance of the study lies in the fact that questions of the theory and methodology of pedagogical tools in modern science developed poorly and this leads to a contradiction: between views about the necessity of the system of pedagogical tools adequate to the current situation of education and the lack of its theoretical and pedagogical reasons for its information. The results of the scientific resolution of conflict is a complex theoretical knowledge about pedagogical tools: the content, structure, functions, place in the system of other pedagogical categories, methodological terms (methodological marks) of system’s development. The conceptual notion of pedagogical tools are reflected in the model, the main components of which are: methodological (includes principles of modeling with the positions of the main scientific approaches - system and activity, the genealogy of the modern social order, leading communication and factors determining the development of the system, options); structural (entity category and the structural base); effective (achieving educational outcomes - achieving students set properties (competencies).

Keywords: educational system; pedagogical system; pedagogical means; means of new information technology; technological tools of education; textbook.

About the author: Baramzina Svetlana Anatolyevna, assistant reseach professor, Chair of foreign languages, Vyatka State University (36, Moskovskaya str., Kirov, Russia), Kandidat nauk degree holder (PhD) in pedagogical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Скачать статью в pdf (To download article).