УДК 004.738.5:316.6-053.5
DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446
Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации
Михайлова Валерия Евгеньевна
кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-методического сопровождения Многопрофильной Академии непрерывного образования ( 644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, корп. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5575-2312, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Парц Ольга Степановна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3131-7759, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Онлайн- и оффлайн-форматы межличностной коммуникации широко распространены и удовлетворяют потребность в общении и признании школьников. Вместе с тем вопрос об особенностях использования виртуальной межличностной коммуникации в учебной деятельности, ее потенциалах, формальных и содержательных параметрах остается недостаточно изученным. Цель статьи – анализ возможностей виртуального формата межличностной коммуникации, оказывающего влияние на потребности, источники активности, нормы поведения, состояние ребенка.
Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования авторы осуществили диагностику успешности онлайн- и оффлайн-коммуникации у 238 обучающихся школ г. Омска. Параметры изучались у респондентов с использованием комплекса диагностических методик: «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева), Шкала самоуважения Розенберга, методика диагностики мотивационно-смысловых образовании (Ю. М. Орлов, Б. А. Сосновский).
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования было выявлено, что при реализации онлайн- и оффлайн-коммуникации достоверно повышаются все параметры, характеризующие успешность межличностной коммуникации и образовательную мотивацию. Сопоставление ситуаций очной коммуникации и онлайн и оффлайн позволяет говорить, что в обоих случаях межличностная коммуникация имеет цель – развитие учебных, социальных и познавательных мотивов. Однако процесс коммуникации в онлайн и оффлайн не только дополняет личностный план эмоциональным аспектом, но и выходит за пределы школьного образовательного пространства по параметрам «Результат» и «Продукт».
Обсуждение и заключение. Полученные результаты указывают на то, что функционал коммуникаций в виртуальном пространстве открывает более широкие, по сравнению с очным общением, возможности роста образовательной мотивации. Представленные материалы могут быть использованы исследователями поведения детей в виртуальном пространстве, педагогами, реализующими смешанное или онлайн-обучение.
Ключевые слова: межличностная коммуникация, онлайн- и оффлайн-коммуникация, успешность коммуникации, виртуальная учебная коллаборация, образовательная мотивация
Благодарности: авторы выражают благодарность редакции и рецензентам за внимательное отношение к статье и указанные замечания, которые позволили повысить ее качество.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Михайлова В. Е., Парц О. С. Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 425–446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 11.04.2023; одобрена после рецензирования 29.06.2023;
принята к публикации 06.07.2023.
Заявленный вклад авторов:
В. Е. Михайлова – формулирование основной концепции исследования; разработка методологии исследования; подбор диагностического инструментария; подготовка первичного варианта текста статьи.
О. С. Парц – анализ литературы; сбор и первичная обработка результатов на контингенте школьников омских школ; вторичная обработка результатов; подготовка выводов и окончательного варианта статьи.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.