PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 159.942.5-057.87:37:316.334.56

DOI: 10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261

 

Особенности эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса

Сердакова Кира Геннадьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0149-5848, Scopus ID: 39362263000, Researcher ID: ABD-2502-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шелест Валерия Игоревна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), доцент кафедры общей психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0382-5780, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Крылова Наталия Алексеевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6679-6385, Scopus ID: 55793258700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Смирникова Ольга Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8517-8048, Scopus ID: 57224217179, Researcher ID: ACA-5827-2022, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Херсонский Илья Игоревич
ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2318-8475, Scopus ID: 57215004516, Researcher ID: ABD-9244-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шубина Валерия Фёдоровна
медицинский психолог Психиатрической клинической больницы № 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ (107076, Российская Федерация, ул. Потешная, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5843-802X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Эмоциональная сфера личности формируются под влиянием системы общественных отношений, которая имеет свою специфику в вузах мегаполиса. Современные условия располагают ограниченным объемом данных о развитии эмоционально-личностной сферы и возможных рисках социально-психологических дезадаптаций студентов-медиков, обучающихся в вузах крупных городов. Цель статьи – изучение эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса на примере их конфликтности, тревожности, невротизации.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 105 студентов-медиков различных курсов медицинских факультетов, проживающих и обучающихся в мегаполисе. Использовался комплекс диагностических методик. Для сбора данных применялся метод поперечных срезов. Обработка полученных результатов проходила с помощью программы SPSS.
Результаты исследования. Обнаружены значимые различия в оценках невротизации у студентов разных курсов, а также в оценках стресса между студентами первого и последних курсов. На основании кластерного анализа оценок стресса, тревожности и невротизации авторы предлагают рассматривать возможную психологическую типологию студентов-медиков, что позволит эффективнее организовать учебный процесс: 1 тип – адаптированные, 2 тип – имеющие риски развития дезадаптаций, 3 тип – склонные к дезадаптации. Отсутствие прямой связи конфликтности студентов младших и средних курсов с показателями тревожности, стресса и невротизации можно объяснить тем, что студенты, переживающие сильный стресс, используют стратегию избегания взаимодействия, возможно, из-за страха возникновения конфликтов. Уровень конфликтности девушек выше, чем у юношей.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие психолого-педагогических знаний, способствующих улучшению системы подготовки в медицинском вузе. Преподавателям и администрации важно учитывать полученные результаты при взаимодействии со студентами всех курсов. Опровергается предположение о сочетании всех социальных дезадаптаций по определенному пути, что указывает на необходимость продолжить исследование.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, стресс, конфликтность, тревожность, невротизация, студенты-медики, высшее медицинское образование

Благодарности: авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам за конструктивные замечания, которые были полезны в работе над статьей.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Особенности эмоциональной сферы личности студентов-медиков в условиях образовательного процесса мегаполиса / К. Г. Сердакова [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 245–261. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 17.10.2022; одобрена после рецензирования 27.02.2023;
принята к публикации 06.03.2023.

Заявленный вклад авторов:
К. Г. Сердакова – разработка концепции и дизайна исследования; написание рабочего варианта статьи.
В. И. Шелест – анализ научной литературы; статистическая обработка данных; дизайн и анализ результатов исследования.
Н. А. Крылова – критический анализ; доработка текста; перевод текста.
О. В. Смирникова – анализ научной литературы; описание результатов.
И. И. Херсонский – сбор и обработка материалов исследования.
В. Ф. Шубина – поиск научной литературы; сбор данных.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License