УДК 378.1:62
DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.513-531
Разработка модели создания индивидуальных образовательных траекторий в инженерном образовании
Наумкин Николай Иванович
заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Scopus ID: 56003962600, Researcher ID: L-4643-2018, naumn@yandex.ru
Агеев Вадим Александрович
заведующий кафедрой электрификации и автоматизации производства ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7476-5303, Scopus ID: 57216611773, ageyevva@mrsu.ru
Садиева Анаркуль Эсенкуловна
заведующий кафедрой пищевой инженерии Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова (720044, Кыргызстан, г. Бишкек, пр. Ч. Айтматова, д. 66), доктор технических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8117-7315, Sadieva45@mail.ru
Анохин Анатолий Васильевич
доцент кафедры горной электромеханики Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени академика У. Асаналиева (720001, Кыргызстан, г. Бишкек, пр-т Чуй, д. 215), заведующий лабораторией бурильных машин Института машиноведения и автоматики НАН, кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8860-8023, anochin_anatoli@mail.ru
Шекшаева Наталья Николаевна
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6072-9501, Scopus ID: 56003205000, Researcher ID: N-6441-2016, shekshaeva@yandex.ru
Евгения Владимировна Забродина
аспирант кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8334-5693, Researcher ID: AAE-7084-2021, evgeniya.nikitina.1994@mail.ru
Введение. Сегодня в высшей школе для оптимизации учебного процесса и гармонизации личных запросов обучающихся с государственными широко используются индивидуальные образовательные траектории. Проблема их дальнейшего развития состоит в совершенствовании научно-методологического обеспечения и удовлетворении требованиям документов, регламентирующих образовательную деятельность. Цель статьи – представить результаты теоретического обоснования, разработки и реализации модели создания индивидуальных образовательных траекторий в инженерном образовании.
Материалы и методы. В качестве инструментария исследования использована методологическая система, включающая интегрированный и междисциплинарный (объединяют все компоненты модели индивидуальных образовательных траекторий в систему), системный, субстратный и структурированный (для проектирования новых моделей индивидуальных образовательных траекторий) подходы и следующие методы: гипотетико-дедуктивный, анализа и синтеза, морфологии и классификации (для анализа всех возможных моделей индивидуальных образовательных траекторий), моделирования и проектирования (для создания различных индивидуальных образовательных траекторий).
Результаты исследования. В ходе исследования было сформулировано определение индивидуальной образовательной траектории. В результате совместной работы авторов МГУ им. Н. П. Огарёва и инженерных вузов Республики Кыргызстан были разработаны индивидуальные образовательные траектории для студентов конкретных инженерных направлений подготовки этих вузов, а также обобщенная комбинаторная модель возможных индивидуальных образовательных траекторий инженерных направлений подготовки.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Материалы статьи будут полезны исследователям, занимающимся проблемами персонализации обучения на основе использования индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, инженерное образование, модель, проектирование, персонализация обучения
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90007.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Разработка модели создания индивидуальных образовательных траекторий в инженерном образовании / Н. И. Наумкин, В. А. Агеев, А. Э. Садиева [и др.]. – DOI 10.15507/1991-9468.104.025.202103.513-531 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 513–531.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 06.04.2021; одобрена после рецензирования 30.06.2021;
принята к публикации 05.07.2021.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.