PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.013.41-049.5

DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497

 

Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде

Баева Ирина Александровна
профессор кафедры психологии развития и образования, заведующий научно-исследовательской лабораторией ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, Scopus ID: 56662208400, Researcher ID: Q-1687-2015, irinabaeva@mail.ru

Гаязова Лариса Альфисовна
младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, Scopus ID: 57189357359, gayazova_l@mail.ru

Кондакова Ирина Владимировна
доцент кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, Scopus ID: 57221619955, Researcher ID: AAA-2353-2019, kondakovaiv@herzen.spb.ru

Введение. Актуальность исследования определяется значимостью категории «психологическая безопасность» для поддержки качества жизни современного человека, на которое сложным образом влияют физическое здоровье, психологическое благополучие, ценностные предпочтения, особенности социальных отношений и их связь с характерными особенностями окружающей среды. Состояние психологической безопасности − значимый фактор, обеспечивающий эффективность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Однако личностные ресурсы, способствующие поддержке данного состояния подростков и молодежи в образовательной среде, исследованы недостаточно. Цель статьи – представить результаты и алгоритм определения ресурсов подростков и молодежи, которые являются предикторами состояния психологической безопасности.
Материалы и методы. С целью изучения уровня психологической безопасности обучающихся применена методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. Для оценки ценностных ориентаций личности использована методика Ш. Шварца, психологического благополучия – Шкала психологического благополучия К. Рифф, одиночества – Шкала одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), безнадежности – Шкала безнадежности Бека, социального интеллекта – Шкала социального интеллекта Тромсо, агрессии – Опросник склонности к агрессии Басса – Перри, жизнестойкости – Тест жизнестойкости (С. Мадди). Методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный и регрессионный анализы) реализованы в пакете IBM SPSS Statistics 19.
Результаты исследования. Доказано, что ресурсами психологической безопасности подростка в образовательной среде являются ценности, психологическое благополучие, социальный интеллект, низкий уровень агрессивности, жизнестойкость. Влияние на состояние психологической безопасности оказывают такие их проявления, как конформность и следование традициям, позитивный образ будущего, переживание общности с другими людьми, способность понимать и прогнозировать чувства и поведение других людей, чувство вовлеченности в события жизни.
Обсуждение и заключение. Полученные в исследовании результаты могут выступать основанием для разработки программ сопровождения психологической безопасности обучающихся в образовательной среде, развития их личностных ресурсов, способствующих устойчивости молодого поколения к негативным воздействиям социальной среды. Материалы статьи будут полезны исследователям психологических проблем безопасности в образовании, практическим психологам и специалистам системы образования для доказательности программ профилактики и обеспечения вопросов безопасности образовательной среды и ее участников.

Ключевые слова: психологическая безопасность, личностные ресурсы подростков и молодежи, образовательная среда, ценностные ориентации, социальный интеллект, психологическое благополучие, жизнестойкость

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00553).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Баева, И. А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова. – DOI 10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 482–497.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 16.04.2021; одобрена после рецензирования 15.06.2021;
принята к публикации 28.06.2021.

 

Plum Print visual indicator of research metrics
  • Citations
    • Citation Indexes: 7
  • Captures
    • Readers: 7
see details

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License