УДК 378.147:62:001.895
DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586
Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности
Наумкин Николай Иванович
заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Researcher ID: L-4643-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Шекшаева Наталья Николаевна
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6072-9501, Researcher ID: N-6441-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Квитко Светлана Ильинична
ученый секретарь Института машиноведения Национальной академии наук Кыргызской Республики (720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр-т Чуй, д. 265а), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1823-9979, Researcher ID: AAF-8454-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ломаткина Мария Владимировна
аспирант кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2505-1811, Publons ID: https://publons.com/researcher/3255010/maria-lomatkina, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Купряшкин Владимир Федорович
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7512-509X, Researcher ID: L-5153-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Коровина Ирина Валерьевна
доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4715-8377, Publons ID: https://publons.com/researcher/3006854/irina-korovina, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Необходимость инновационной подготовки студентов вузов сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако проблема состоит в том, как наиболее успешно ее реализовать. Целью настоящей статьи является анализ разработки педагогической модели методической системы многоуровневой и многоэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности.
Материалы и методы. В статье обоснован и сформирован методологический инструментарий исследования в виде подсистемы взаимосвязанных научно-методических подходов, методов и принципов. Интегрированный и междисциплинарный подходы объединили все методы, подходы и принципы; системный, субстратный и структурированный – были направлены на разработку педагогических моделей многоуровневой и поэтапной подготовки студентов. Морфологический метод задействован при составлении моделей интеграции уровней и этапов обучения; гипотетико-дедуктивный – при выдвижении рабочей гипотезы; экспериментальный – для подтверждения гипотезы и эффективности исследований. В основу разработки моделей подготовки к инновационной инженерной деятельности и междисциплинарной интеграции положены принципы многоуровневости и этапности.
Результаты исследования. Разработана морфологическая таблица моделей многоуровневой и поэтапной подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности. Одна из таких моделей междисциплинарной интеграции общетехнических дисциплин с различными видами деятельности была реализована в три этапа в рамках деловой игры «Конструкторское бюро». Эффективность модели и гипотеза подтверждены в ходе эксперимента. Разработана и реализована педагогическая модель подготовки к инновационной инженерной деятельности на основе междисциплинарной интеграции общетехнических дисциплин с различными видами деятельности. Конкретизирована методика педагогического эксперимента для многоэтапного мониторинга уровня сформированности инновационных компетенций.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты исследования являются основанием для методологического и научного обеспечения разработки научной концепции формирования инновационного мышления у студентов. Они представляют научный интерес для ученых, работающих в области теории и методики обучения техническим дисциплинам, и практический интерес для преподавателей технических университетов.
Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, педагогическая модель, методическая система, технология быстрого прототипирования, компетентность, многоуровневость и этапность обучения
Финансирование: работа выполнена при поддержке проекта № 18-013-00342 Российского фонда фундаментальных исследований.
Для цитирования: Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 568–586. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586
Заявленный вклад авторов:
Наумкин Николай Иванович – научное руководство; формулирование основной концепции исследований; разработка методологии исследования; подготовка начального варианта текста.
Шекшаева Наталья Николаевна – развитие методологии; критический анализ и доработка текста.
Квитко Светлана Ильинична – с бор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Ломаткина Мария Владимировна – участие в разработке модели; сбор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Купряшкин Владимир Федорович – формализованный анализ данных; сбор данных и доказательств.
Коровина Ирина Валерьевна – сбор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 03.06.2019; принята к публикации 26.08.2019;
опубликована онлайн 31.12.2019.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.