УДК 373.5-053.5:140.8
DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.632-647
Формирование научного мировоззрения у школьников на основе включения идей синергетики в содержание образования
Мукушев Базарбек Агзашулы
профессор кафедры физики и химии Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина (010011, Казахстан, г. Астана, пр. Победы, д. 62), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8015-1586, Scopus ID: 55946647200, Researcher ID: U-7785-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Желдыбаева Балгын Сембаевна
доцент кафедры физики Государственного университета имени Шакарима (071400, Казахстан, г. Семей, ул. Глинки, д. 20а), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2944-197X, Researcher ID: V-3555-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мусатаева Июньгуль Сулужановна
доцент кафедры IT технологии в медицине Государственного медицинского университета (071400, Казахстан, г. Семей, ул. Абая Кунанбаева, д. 103), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2367-8909, Scopus ID: 57194494681, Researcher ID: U-8939-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мукушев Серик Базарбеквич
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета Туран-Астана (010000, Казахстан, г. Астана, ул. Ыкылас Дукенулы, д. 29), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2399-4805, Researcher ID: U-9699-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кариева Калия Утеповна
доцент кафедры информатики Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (010008, Казахстан, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4888-7723, Researcher ID: P-3231-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Турдина Айжан Базарбековна
преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Казахского университета технологии и бизнеса (010000, Казахстан, г. Астана, ул. Кайым Мухамедханова, д. 37а), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7356-3603, Researcher ID: U-9684-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. В статье изучаются вопросы оптимального применения элементов синергетики (теории самоорганизации) в качестве одного из наиболее важных методов формирования обобщенного мировоззрения у школьников, что определяет актуальность данной работы. Авторы анализируют основные научные направления синергетики и раскрывают ее мировоззренческую функцию. Цель статьи заключается в обосновании эффективности использования положений синергетики в процессе формирования мировоззрения у учащихся средней школы.
Материалы и методы. В качестве средства исследования были использованы следующие методы: педагогический эксперимент, тестирование, критерий знаков, анализ, опрос, сравнение и обобщение.
Результаты исследования. Выявлены методические средства, необходимые для активизации формирования системы мировоззренческих знаний у школьников. Элективные курсы рассмотрены как эффективное методическое средство реализации мировоззренческих функций школьных предметов. Представлены результаты педагогического эксперимента, в котором определены уровни сформированности мировоззренческих знаний по естественно-научным и гуманитарным предметам. При использовании идей синергетики в процессе формирования научного мировоззрения был реализован междисциплинарный подход к формированию мировоззренческих знаний у обучающихся. Полученные результаты показывают, что учебные материалы усваивались школьниками не фрагментарно, а целостно; у школьников сформировались интегральные знания об окружающей действительности и знания о синергетической картине мира.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования заключается во внедрении в образовательный процесс средней школы идей синергетики и структурировании содержания естественно-научных и гуманитарных предметов, нацеленных на формирование обобщенного мировоззрения школьников. Новизна исследования заключается в разработке интегративных предметов, курсов и междисциплинарных программ с синергетическим содержанием, что позволяет качественно подготовить педагогические кадры, способных реализовывать мировоззренческую функцию школьных предметов. Дальнейшее развитие представленного в статье материала видится в расширении сферы исследования в этих направлениях: конструирование системы мировоззренческо-синергетических знаний, необходимых для формирования обобщенного мировоззрения; разработка методики и технологий обучения школьников системе мировоззренческо-синергетических знаний. Педагогические результаты данного исследования могут быть применены в проектировании предмета «Естествознание».
Ключевые слова: обобщенное мировоззрение, синергетика (теория самоорганизации), элективные курсы, система мировоззренческо-синергетических знаний, синергетическая картина мира, педагогический эксперимент, критерий знаков
Для цитирования: Формирование научного мировоззрения у школьников на основе включения идей синергетики в содержание образования / Б. А. Мукушев [и др.] // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 4. С. 632–647. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.632-647
Заявленный вклад авторов:
Мукушев Базарбек Агзашулы – анализ вопросов синергетического подхода к системе образования; проведение педагогического эксперимента.
Желдыбаева Балгын Сембаевна – сбор и обработка материалов; написание текста.
Мусатаева Июньгуль Сулужановна – участие в обсуждении материалов статьи; развитие методологии, основанной на синергетике.
Мукушев Серик Базарбеквич – участие в обсуждении материалов статьи; подготовка первоначального варианта текста.
Кариева Калия Утеповна – постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений интеграции образования.
Турдина Айжан Базарбековна – участие в разработке программы элективного курса; составление тестовых заданий для проведения педагогического эксперимента.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 23.03.2018; принята к публикации 04.05.2018;
опубликована онлайн 28.12.2018.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.