PDF Скачать статью в pdf.

УДК 378:159.9:62:007.52

DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.535-550

 

Образовательная робототехника как фактор развития сетевого взаимодействия в системе уровневой инженерной подготовки

 

Черемухин Петр Сергеевич
директор МОУ «Инженерная школа города Комсомольска-на-Амуре» (681010, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, д. 39), аспирант кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (681000, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17, корп. 2), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0557-6549, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шумейко Александр Александрович
профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (681000, Россия, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17, корп. 2), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3570-1395, Scopus ID: 57200043231, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Образовательная робототехника является новой технологией обучения и эффективным инструментом подготовки инженерных кадров. Сетевое взаимодействие образовательных организаций и предприятий расширяет их потенциал в системе уровневой инженерной подготовки. Цель статьи заключается в описании разработки и апробации локальной модели эффективной сетевой образовательной системы в контексте федеральных и региональных концепций и программ, которая отвечала бы тенденциям развития современного общества и одновременно позволила бы начать подготовку школьников к реальному участию в практической деятельности.
Материалы и методы. При организации исследования нами был проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы. Для разработки интегрированной системы уровневой инженерной подготовки школьников применен метод научного моделирования – создание графической иерархической модели. При организации практического использования модели – педагогическое проектирование, сравнительно-сопоставительный анализ проверочных работ, социологические инструменты и критериальное формирующее оценивание.
Результаты исследования. Систематизированы субъекты и формы непрерывного инженерного образования от дошкольного до высшего этапа. Определено, что субъектом межведомственной координации сетевого взаимодействия являются общеобразовательные организации. Инструментом обеспечения преемственности при переходе на новый уровень образования и реализации межпредметной составляющей проинженерного образования стали междисциплинарные программы, в частности робототехника. Разработаны и апробированы авторская программа лагеря с дневным пребыванием детей в каникулярный период «Техносфера», авторская программа внеурочной деятельности по робототехнике для 1–4 класса. Внедрена в систему образования модель интегрированной системы уровневой инженерной подготовки школьников, ключевым компонентом которой является школа.
Обсуждение и заключения.В результате проведенного исследования разработана модель интегрированной системы уровневой инженерной подготовки на этапе дошкольного общего и начального общего образования. Система уровневой инженерной подготовки, соединившая в себе уровни образования, дополнительные образовательные программы и потенциал сетевого взаимодействия, позволяет оптимизировать все направления и формы организации образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная робототехника, уровневая инженерная подготовка, сетевое взаимодействие, школа, метод проектов, дополнительное образование, метапредметные результаты обучения

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность Министерству образования и науки Хабаровского края и министру А. Г. Кузнецовой, оказавшим грантовую поддержку при подготовке статьи, анонимным рецензентам за анализ представленной работы.

Для цитирования: Черемухин П. С., Шумейко А. А. Образовательная робототехника как фактор развития сетевого взаимодействия в системе уровневой инженерной подготовки // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 535–550. DOI : 10.15507/1991-9468.092.022.201803.535-550

Заявленный вклад авторов: Черемухин Петр Сергеевич – обзор научной литературы по проблеме исследования; проведение авторской экспериментальной работы в системе сетевого взаимодействия «школа – учреждения дополнительного образования – университеты – промышленное предприятие»; разработка и апробация интегрированной системы уровневой инженерной подготовки субъектов исследования; анализ применяемых методик исследования; обработка результатов исследования и представление их в виде графиков и рисунков. Шумейко Александр Александрович – общее научное руководство исследованием; анализ применяемых методик исследования; обобщение результатов исследования, структурирование материала в логике написания научной статьи, рекомендации по использованию иностранной литературы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 18.12.2017; принята к печати 09.04.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.