PDFСкачать статью в pdf.

УДК 371.3-053.5

DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.120-133

 

Реализация интегративного подхода в преподавании американистики в высшей школе  

 

Чернецова Екатерина Владимировна
доцент Департамента иностранных языков ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5650-4265, Researcher ID: P-1159-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Маслова Елизавета Геннадьевна
доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4196-2594, Researcher ID: P-1191-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сальски Лукаш
доцент Института англистики Лодзинского университета (90-136, Польша, г. Лодзь, ул. Нарутовича, д. 68), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8641-5893, Scopus ID: 55778726300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: актуальность исследования обусловлена изменениями в политико-экономической атмосфере мирового сообщества, участием и ролью в нем России и США, необходимостью изучения в этом контексте особенностей мировоззрения и национальных ценностей в условиях кризисных явлений рубежа XX–XXI вв. и их анализа в сравнительной перспективе. Основной целью статьи является теоретико-практическое обоснование концепции построения курса American Studies: Economic, Historical and Cultural Perspectives и наиболее рациональных методов его преподавания студентам экономических факультетов вузов.
Материалы и методы: в основу методологии исследования положены принципы интегративного подхода. Главным методом является системный, подразумевающий включение текстов различных дискурсивных практик в методологическую базу разработанного авторами междисциплинарного курса. Одним из доминантных при обучении студентов представляется метод сравнительно-исторического анализа.
Результаты исследования: впервые предложено научное обоснование создания интегрированного курса, объединяющего в себе историко-литературный, историко-культурный и собственно исторический аспекты. Разработана система вопросов, способствующих осмыслению общественно-политических явлений, проблем экономико-политического и социального характера, и определен комплекс текстов, в которых данные вопросы вербализуются различными средствами языка. Определены методы, активизирующие способность анализировать проблемы и формирующие умение решать их в конкретной профессиональной сфере.
Обсуждение и заключения: практическая апробация разработанного курса показала, что он содействует систематизации и углублению знаний студентов в рамках профессионального цикла, формированию навыков научного и компаративного анализа и общенаучных компетенций в целом, осознанию социальной функции культурных явлений. Дальнейшие разработки в этой области могут быть связаны с усилением компонентов, отражающих взаимодействие языковой и культурной составляющей с феноменами и технологиями новейшего времени, с массмедийной и мультимедийной средой.

Ключевые слова: междисциплинарность, интегративный подход, межкультурная коммуникация, научно-художественный дискурс, экономико-политический контекст, социокультурный контекст

Для цитирования: Чернецова Е. В., Маслова Е. Г., Сальски Л. Реализация интегративного подхода в преподавании американистики в высшей школе // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 120–133. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.120-133

Заявленный вклад авторов: Чернецова Е. В. – поиск теоретических материалов в отечественных и зарубежных источниках; развитие практических аспектов реализации курса; разработка и апробация курса. Маслова Е. Г. – проведение концептуального анализа подходов к исследованию вопроса; поиск и критический анализ методологической базы курса; разработка и апробация курса. Сальски Л. – разработка и контроль аспектов, связанных с академическим письмом; исследование зарубежного опыта межпредметной интеграции.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. 

Поступила 13.06.2017; принята к публикации 04.10.2017; опубликована онлайн 30.03.2018.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.