PDFСкачать статью в pdf.

УДК 377.36:657

DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.546-562

 

Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы

Аверина Ольга Ильинична
заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6738-5828, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Колесник Наталья Федоровна
профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0280-2205, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свешникова Ольга Николаевна
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0563-2643, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: проблема реформирования высшего экономического образования в области подготовки бухгалтеров и аудиторов в настоящее время является весьма актуальной. Особый интерес в данном контексте приобретает исследование современного состояния и перспектив развития профессии бухгалтера и задач, которые стоят перед современным бухгалтерским образованием. Целью статьи является оценка современного состояния подготовки бухгалтерских кадров и обоснование предложений по формированию образовательной траектории в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, базирующейся на приоритете образования в течение всей жизни вместо образования на всю жизнь.
Материалы и методы: в процессе написания статьи были использованы общенаучные и специальные методы научного познания: анализ и синтез, научная абстракция, диалектический, системный, структурно-функциональный, сравнительный, статистический.
Результаты исследования: рассмотрены современные тенденции развития зарубежного и национального бухгалтерского учета, дан анализ изменений в системе высшего образования при подготовке бухгалтерских кадров. С помощью выборочного опроса в виде стандартизированного интервью студентов и работодателей выявлены положительные и отрицательные стороны в организации учебного процесса и определены важные компоненты образовательных программ подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Обоснована концепция формирования образовательной траектории, направленная на непрерывность образовательного процесса в течение всей жизни.
Обсуждение и заключения: выявлено, что подготовка высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета выступает императивом в определении направления и форм образовательной деятельности. Даны авторские рекомендации построения современной траектории бухгалтерского образования, базирующейся на фундаментальности, требованиях государственных образовательных программ, профессиональных и международных стандартах. Доказана возможность ее практического использования в образовательной среде.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, образование, Болонский процесс, образовательный стандарт, бакалавриат, магистратура, образовательная траектория

Благодарности: выражаем благодарность студентам экономического факультета, принявшим участие в стандартизированном анкетировании, руководителям, финансовым директорам, главным бухгалтерам ряда организаций и учреждений Республики Мордовия.

Для цитирования: Аверина О. И., Колесник Н. Ф., Свешникова О. Н. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 546–562. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.546-562

Заявленный вклад авторов: Аверина Ольга Ильинична – инициация исследования; критический анализ и доработка текста; научное руководство. Колесник Наталья Федоровна – подготовка основных содержательных материалов в результатах исследования; подготовка списка литературы. Свешникова Ольга Николаевна – подготовка основных содержательных материалов в результатах исследования; обобщение заключительной части статьи; формулировка выводов; компьютерные работы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX