PDFСкачать статью в pdf.

УДК 371.133.2

DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.493-506

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСТРАИВАЕМОГО МОДУЛЯ

Наумкин Николай Иванович
заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Грошева Елена Петровна
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кондратьева Галина Александровна
аспирант кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-6388-147Х , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Панюшкина Елена Николаевна
преподаватель кафедры прикладной математики, дифференциальных уравнений и теоретической механики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4852-7691, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Купряшкин Владимир Федорович
доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7512-509X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: под инновационной компетенцией авторы понимают компетентность студентов в инновационной деятельности, которая со времени существования человеческого общества является инструментом и источником его развития. Однако, как показывает анализ образовательных стандартов подготовки бакалавров техники и технологий, включая стандарты самых последних версий, в кластере представленных стандартом компетенций отсутствуют компетенции, направленные на подготовку обучающихся к инновационной деятельности, и в учебные планы подготовки не включаются соответствующие дисциплины. Также в них не дается определений понятий «инженерная деятельность», «инновационная деятельность», но в квалификационных требованиях приведены отдельные их компоненты (исследование, разработка, внедрение и использование технических и технологических инноваций), предполагающие управление интеллектуальной деятельностью и ее результатами для всех профессий, а значит, и обязательную подготовку бакалавров к инновационной деятельности. Возникает противоречие между необходимостью готовить бакалавров к инновационной деятельности и отсутствием в учебных планах дисциплин, обеспечивающих такую подготовку. Для разрешения такого противоречия авторами предлагается интеграция в модульную структуру дисциплин учебного плана встраиваемого гибкого учебного модуля инновационной подготовки (ВГУМИП).
Материалы и методы: при написании статьи авторами использовались следующие методы: а) теоретические: анализ философской, естественно-научной, общетехнической, инженерно-специальной, психолого-педагогической литературы; анализ и экстраполяция результатов исследований и педагогического опыта; моделирование педагогических ситуаций; анализ образовательных стандартов, зарубежных и отечественных программ общетехнической подготовки специалистов, учебников и учебных пособий; б) общенаучные методы: обобщение, классификация, систематизация, сравнение, сопоставление, моделирование; в) частнонаучные: системно-элементный, системно-структурный и системно-функциональный анализ целей и содержания обучения, анализ и обобщение педагогического опыта преподавания дисциплин во вузах; г) экспериментальные – психодиагностические.
Результаты исследования: авторами разработана и реализована методика подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности на основе включения в общетехнические дисциплины встраиваемого гибкого учебного модуля инновационной подготовки.
Обсуждение и заключения: представленные в статье результаты исследования позволили обосновать актуальность формирования инновационной компетентности на основе включения в модульную структуру общетехнических дисциплин модуля инновационной подготовки, а также конкретизировать его структуру, содержащую ядро, инвариантную и вариативные части. Раскрыт потенциал использования такой модульной интеграции в подготовке студентов к инновационной инженерной деятельности в рамках реализуемой методики обучения студентов этой деятельности.

Ключевые слова: встраиваемый модуль инновационной подготовки; компетенция; инновационная компетентность; компетентностный подход; модуль; модульное обучение; методика

Для цитирования: Особенности проектирования методики формирования инновационной компетентности на основе использования встраиваемого модуля / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 493–506. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.4 93-506

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX