PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.0:574

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Левченко Наталья Валерьевна
младший научный сотрудник сектора социокультурного развития регионов России, ФГБУН «Институт социологии РАН» (Россия, г. Москва, ул. Кржижановского д. 24/35 корп. 5), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9052-7900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье приводится анализ научных публикаций, который показывает необходимость преподавания экологического образования, используя различные формы. Исследование раскрывает взаимодополняющие отношения между формальным и неформальным образованием. Рассматривается ряд теоретических подходов, посвященных изучению формирования экологически ориентированного мировоззрения, которые можно применить при исследовании экологического образования в современной России.
Материалы и методы: при написании статьи использовались труды ученых, применявших системный, синергетический и компетентностный подходы, рассматриваются аксиологический и экоцентрический подходы в виду того, что экоцентрическое мировоззрение и аксиологический подход напрямую связаны с категорией «ценности», анализируется ряд научных публикаций, посвященных этой теме.
Результаты исследования: проведенный анализ научной литературы показал, что основные характеристики формального, неформального и экологического образования, процесса формирования системы ценностей и мировоззрения серьезно рассматриваются в рамках различных теоретико-методологических подходов.
Обсуждение и заключения: анализ публикаций позволил сделать выводы, что в социологии не уделяется достаточно внимания экологическому образованию и тем более эколого-просветительской деятельности, осуществляемой преподавателями вузов, сотрудниками экологических некоммерческих организаций (экоНКО) и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Исследование показало, что задача представителей эколого-просветительской деятельности состоит не только в формировании экологической культуры населения, но еще и в отстаивании тех ценностей, которые способствуют экологически ориентированному развитию современных цивилизаций. Поскольку проблемы, связанные с экологическими рисками, имеют нарастающий характер, следует акцентировать внимание на особенностях экологического образования общества.

Ключевые слова: теоретические подходы; формальное и неформальное образование; экологическое образование и просвещение; экологическое мировоззрение; ценности

Для цитирования: Левченко Н. В. Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 364–373. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

PlumX