PDFСкачать статью в pdf.

УДК 371.134:378

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.342-351

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ

Саранцев Геннадий Иванович
профессор кафедры математики и методики обучения математике ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11 а), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1571-5100, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье продолжается обсуждение проблемы гармонизации высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Рассмотрено влияние гармонизации на процесс обучения студентов. Выбор журнала «Интеграция образования» для освещения результатов исследования объясняется соответствием его тематики научному профилю издания.
Материалы и методы: результаты анализа современного состояния профессиональной подготовки педагога, исследования явления рассогласованности между фундаментальностью и практической направленностью профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», поиска средств ее устранения, обоснования современного методического мышления как основы гармонизации профессионального образования педагога, представления методического мышления совокупностью профессиональных компетенций. Методы исследования: моделирование, системный анализ, деятельностный подход, интерпретация положений педагогики и психологии в плоскости предметных методик, конкретизация общих положений до уровня методических рекомендаций.
Результаты исследования: основное место в профессиональной подготовке педагога занимают методики обучения. Методическое мышление является атрибутом его профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции, в которых воплощено методическое мышление, составляют основное содержание гармонизации обучения бакалавра. Гармонизация фундаментальности и практической направленности подготовки бакалавра вносит коррективы во все компоненты его процесса обучения. Определены требования к учебной литературе, лекциям, практическим занятиям, основным методическим компетенциям, роли и содержанию задач. Значительное место в обучении отводится задачам, моделирующим реальные учебные ситуации, с которыми связаны нетрадиционные формы обучения. Лекции из средства трансляции знаний должны быть трансформированы в источник постановки проблем, приобщения студентов к исследовательской деятельности, роль которой усиливается и на практических занятиях.
Обсуждение и заключения: статья обобщает работы, исследующие явление гармонизации фундаментальности и практической направленности профессионального образования педагога, и открывает пути использования результатов исследования в подготовке бакалавра. В ней выделены направления усовершенствования в условиях гармонизации профессионального образования педагога всех компонентов процесса обучения бакалавра.

Ключевые слова: профессиональное образование; фундаментализация профессионального образования; практическая направленность подготовки бакалавра; педагогическое образование; гармонизация фундаментальности и практической направленности подготовки бакалавра; методическое мышление

Благодарности: Поддержано РГНФ, грант №15-06-10031.

Для цитирования: Саранцев Г. И. Исследование влияния гармонизации профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» на процесс обучения бакалавров // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 342– 351. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.342-351

PlumX