PDFСкачать статью в pdf.

УДК 371:378

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.310-319

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муравьева Анна Александровна
заместитель директора Национального офиса программы Erasmus+ (Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 27/6), кандидат филологических наук, ORCID: http:// orcid.org/0000-0001-5609-0197, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Горылев Александр Иванович
руководитель Центра международного образования, заведующий кафедрой европейского и международного права ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23), кандидат юридических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9592-0605, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье рассмотрена роль совместных образовательных программ высшего образования как инструмента интернационализации в более широком контексте современных трендов общественного развития. Отдельное внимание уделено международным / трансверсальным общим компетенциям и значимости их формирования для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Выделены общие принципы проектирования и реализации таких программ, проблемы, связанные с их реализацией, а также приведены примеры реализации данных программ в одном из ведущих российских университетов – Университете Лобачевского.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как анализ, сравнение, обобщение. Проанализирован практический опыт Университета Лобачевского по реализации совместно с европейскими университетами различных образовательных программ, а именно: программ бакалавриата и магистратуры очного обучения в двух вузах; программа обучения в бакалавриате и специалитете ННГУ с одновременным дистанционным обучением в европейском вузе; программа получения двух степеней третьего уровня – кандидата наук и Ph.D.
Результаты исследования: в результате проведенного анализа выявлено, что разработка совместных образовательных программ является наиболее эффективным способом создания единого европейского пространства высшего образования, значимым инструментом реализации принципов Болонского процесса. Подтверждено, что самая общая цель совместных образовательных программ – это, прежде всего, повышение конкурентоспособности европейского образования (в данном случае в понятие европейского образования включается и российское образование) и обеспечение его высокого качества.
Обсуждение и заключения: обоснованы общие критерии эффективности реализации совместных образовательных программ, такие как модульная структура программы и необходимость опираться на достижение результатов обучения; обеспечение высокого уровня качества обучения в рамках совместной программы; использование методов студенто-центрированного обучения при реализации совместных образовательных программ.

Ключевые слова: интернационализация; совместные образовательные программы; компетенции; результаты обучения; обеспечение качества; признание результатов обучения; мобильность

Для цитирования: Муравьева А. А., Горылев А. И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 310–319. DOI 10.15507/1991-9468.084.020.201603.310-319

 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

PlumX