УДК 37.043.2-055.1
DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.125-133
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Федосеев Виктор Михайлович,
профессор кафедры математики ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11), кандидат технических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1249-7259, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: рассматриваются вопросы интеграции математической и инженерной подготовки в учебном процессе вуза. Анализируются существующие технологии интегрированного обучения, среди которых выделяется проектно-ориентированное направление. Предлагается использование научно-исследовательской работы со студентами в качестве организационно-методической формы, в наибольшей степени отвечающей учебным планам подготовки бакалавров технических направлений.
Материалы и методы: результаты статьи основаны на исследованиях тенденций развития технического и математического образования, работах по теории и методологии педагогической интеграции, методологии математики и технических наук. Были использованы методы историко-педагогического исследования, аналитический, метод математического моделирования.
Результаты исследования: основное содержание статьи составляет обсуждение опыта составления и использования в реальном учебном процессе интегрированных учебных заданий. Обсуждение ведется на примере конкретной технологической задачи, на основе которой формулируется ряд математических задач, использованных в качестве темы научно-исследовательской работы студентов. В задании особым пунктом выделяются вопросы, отражающие связи технической задачи с математическим методом исследования, подчеркивающие объективное значение математики как метода решения инженерных проблем.
Обсуждение и выводы: делаются выводы об условиях использования научно-исследовательской работы со студентами в качестве организационно-методической формы интегрированного обучения математике, даются методические рекомендации по составлению интегрированных заданий. В реализации образовательной технологии целесообразно ориентироваться на метод проектов. Задание следует оформлять как технический проект: ставить инженерную цель исследования, формулировать технические условия; выделять инженерные и математические задачи проекта, актуализировать связи между ними; математическая часть проекта должна составлять главную часть исследований; оценку проекта. Требуется производить не только по полученным математическим результатам, но и по их практическому значению.
Ключевые слова: математическое образование инженера; интегрированное обучение; метод проектов; научно-исследовательская работа студентов; методические рекомендации; круговой интерполяционный сплайн
Для цитирования: Федосеев В. М. Научно-исследовательская работа со студентами как форма интеграции инженерной и математической подготовки в учебном процессе вуза // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 125–133. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.125-133