PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.043.2-055.1

DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.105-111

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Бурнашева Элиетта Павловна
(профессор кафедры профессионально-технологического образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Россия, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9532-2189, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: концепция бережливого производства предусматривает не сокращение расходов, а устранение потерь, не приносящих добавочной ценности продукту или услуге. В любой системе во всех процессах – от производства и сборки до гостиничного бизнеса, образования, здравоохранения, транспорта и социальных служб – существуют скрытые потери. Обучение само по себе является своеобразным производственным процессом, в ходе которого некоторому «продукту» (обучаемому) сообщается добавленная стоимость (знания и навыки), поэтому в профессиональном образовательном учреждении в настоящее время очень актуально создание рабочей группы по внедрению бережливого производства в учебный процесс. В статье рассматриваются особенности проектирования образовательного процесса в учреждениях профессионального образования на основе принципов бережливого производства. Такой подход обеспечивает оптимизацию системы образования.

Материалы и методы: в процессе аналитической деятельности использовались методы анализа существующей системы профессиональной подготовки в вузе, наблюдения за результатами учебной практики, использования возможностей моделирования и проведения экспериментальной работы.

Результаты исследования: в результате проведенного исследования было определено, что важным направлением устранения потерь в образовательном процессе является составление сопряженных учебных планов, позволяющих избежать повторного изучения ряда дидактических единиц при организации непрерывного обучения в системе «СПО – ВПО». Устранить возможность «выхода» из стен образовательного учреждения некомпетентного специалиста поможет организация объективного итогового контроля. Потери в обучении обусловлены наличием рассогласованности между запросами рынка труда и спектром направлений подготовки в образовательных учреждениях.

Обсуждение и заключения: обозначены возможности применения инструментов бережливого производства в организации «бережливого обучения»: проектирование процесса обучения, предотвращение «брака» в процессе подготовки специалистов, выстраивание «вытягивающей» системы подготовки по запросам работодателей, стандартизация учебного процесса и организация учебного места, визуализация учебного процесса. Выявлены возможные потери в организации учебной деятельности и рассмотрены пути их уст ранения.

Ключевые слова: проектирование образовательного процесса; «бережливое» обучение; инструменты бережливого производства; устранение потерь; качество подготовки специалистов 

Для цитирования: Бурнашева Э. П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 105–111. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.105-111

PlumX

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.