PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.016:17

DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.097-104

 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЭТИКИ

Чашина Жанна Вячеславовна
(доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7199-0959, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Картанова Асель Джумановна
(доцент кафедры информационных систем и технологий Института новых информационных технологий Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Малдыбаева, д. 34 б), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8564-1365, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье отмечается важность использования новых технологий в процессе обучения для реализации целей когнитивной и аффективной областей знания. Рассматриваются способы формирования учебного знания, которые достигаются информационным, репродуктивным и исследовательскипроблемным путями. На примере такой дисциплины как биоэтика демонстрируется использование технологий наглядности (схем, графиков, таблиц, иллюстраций, конкретизации и др.), способствующие решению таких задач как запоминание, анализ и синтез, сравнение и разделение, категоризация и классификация, выявление взаимоотношений между фактами, а также восстановлению изучаемого материала, уяснению новых знаний, напоминанию учебного материала.

Материалы и методы: на основе диалектического подхода рассмотрены новые технологии в процессе обучения, в частности, изучения биоэтики. С помощью методов наблюдения, опроса, анализа и обобщения в учебном процессе показана эффективность таких технологий как применение наглядности (схем, иллюстраций), проблемного обучения (вопросов, задач, ситуаций), исследовательских задач (кейс-метод).

Результаты исследования: в ходе проведенного исследования было выявлено, что визуальный способ дополняет процесс познания и позволяет обучаемому более качественно усвоить материал, а также действует на чувство, эмоции и сознание студентов, содействует рассматривать изучаемый материал как акт творческого мышления. Кроме того, такой способ предоставления материала позволяет изложить наиболее объемные вопросы, уменьшив объем материала обычной лекции. Подчеркнуто, что при изучении биоэтики рекомендуется использовать технологии проблемного обучения, которые способны реализовывать интеллектуальную деятельность студентов при помощи вопросов, задач, ситуаций. Наиболее яркой формой таких технологий является кейс-метод. Основой для возникновения технологий проблемного обучения является определенное противоречие между знаниями и их практикой.

Обсуждение и заключения: сделан вывод о том, что при использовании рассматриваемых в статье технологий достигаются следующие задачи: развитие творческого потенциала и аналитических навыков студента, способствующих классифицировать, анализировать информацию, а также усваивать изученный материал и применять его на практике.

Ключевые слова: аффективная область; биоэтика; иллюстрация; имитационная модель; когнитивная область; кейс-метод; наглядность; обучение; проблемный вопрос; проблемная задача; проблемная ситуация; технологии 

Для цитирования: Чашина Ж. В. Технологии процесса обучения при изучении биоэтики // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 97−104. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.097-104 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.