PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.014.553

DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.029-036

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Журкина Алла Яковлевна
(ведущий научный сотрудник ФГНУ РАО «Институт содержания и методов обучения» (Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2555-3248, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сергушин Евгений Геннадьевич
(доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3909-4633, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сергушина Ольга Васильевна
(декан факультета среднего профессионального образования, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9592-4067, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: актуализируются теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях. Делается акцент на междисциплинарные связи, интеграционные подходы в изучении проблем самоопределения личности.

Материалы и методы: статья была написана при использовании ряда теоретических методов педагогического исследования, позволяющих мысленное проникновение в сущность изучаемого педагогического явления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, метод исследования причинных связей.

Результаты исследования: раскрывается сущность социально-профессионального самоопределения и дается основание для обособления этого понятия из всей пирамиды терминов, характеризующих описание процесса выбора профессии. Обосновывается социальная направленность акта выбора профессии и доказывается, что вместе с выбором профессии определяется и будущее социальное положение личности. Знание теоретических основ процесса социально-профессионального самоопределения является залогом качественной подготовки детей к сознательному и обоснованному выбору профессии. Особое внимание уделяется закономерностям, принципам и факторам этого процесса.

Обсуждение и заключения: детально обосновывая внешние и внутренние факторы социально-профессионального самоопределения, авторы предлагают рассматривать их исключительно в системе, с присущей ей динамикой и неразрывной связью со средой, высказывают мысль о том, что изменения социальной среды всегда влекут за собой изменения в системе факторов. Важное значение в статье придается рассмотрению проблемы противоречий процесса формирования социально-профессионального самоопределения. Доказывается ведущая роль педагогического сопровождения в процессе социально-профессионального самоопределения личности учащегося, анализируются современные подходы к понятию педагогического сопровождения. Авторы характеризуют педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога, ориентированной на создание социально-педагогических условий успешного обучения, воспитания и развития учащегося в образовательном процессе. По результатам анализа противоречий, закономерностей, принципов, факторов, технологий формирования СПС учащихся авторы определяют ряд эффективных педагогических условий: наличие концепции развития учебной организации и программы ее реализации как технологии формирования учащихся к СПС; изменение содержания всего учебно-воспитательного процесса учебной организации таким образом, чтобы задача формирования социально-профессионального самоопределения учащихся пронизывала все компоненты учебно-воспитательной деятельности; системную, разноуровневую подготовку учителя к данному виду работы.

Ключевые слова: самоопределение; социально-профессиональное самоопределение; принципы; закономерности; противоречия; факторы формирования социально-профессионального самоопределения; педагогическое сопровождение; образовательная организация 

Для цитирования: Журкина А. Я, Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 29–36. DOI: 10.15507/1991- 9468.082.020.201601.029-036

PlumX

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.