УДК 37.015.3:004.9
DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.117
Особенности использования электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности
Белова Елена Александровна
(аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» (Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33), ORCID: http: //orcid.org/0000-0001-9384-2466, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье обозначена проблема исследования, направленная на увеличение уровня саморазвития учащихся информационно-коммуникационными средствами, в частности электронно-образо- вательными ресурсами с элементами автодидактики в условиях протекания процесса образования. Дано базисное определение саморазвития личности. Выделены и проанализированы компоненты саморазвития личности (мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, креативно-деятельностный, оценочно-коррекционный). Выявлены стадии саморазвития с учетом работы вышеперечисленных компонентов. Представлена физическая интерпретация наглядного представления процесса саморазвития личности в виде пружины из различных материалов, отличающихся жесткостью. Наглядно продемонстрирована прямая зависимость увеличения уровня саморазвития личности от обогащения его внутренних характеристик, что физически соответствует увеличению расстояния между витками пружины. Дано ключевое определение автодидактики и электронно-образовательным ресурсам с элементами автодидактики. Рассмотрены электрон- но-образовательные ресурсы с линейной и нелинейной сюжетно-образовательной линией. Описаны их отличительные особенности, на основании которых сделан вывод, что для достижения высшей точки саморазвития на основании электронно-образовательных ресурсов в процессе эксперимента необходимо использовать оба варианта, поскольку каждый из ресурсов отвечает за формирование определенных навыков. Продемонстрированы этапы проведения педагогического эксперимента. Особое внимание уделено критериям оценки электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики, определяющих их качество, а именно учебно-методическому, инновационному, дизайн-эргономическому. В заключении статьи представлены электронно- образовательные ресурсы, отобранные в результате экспертной оценки и направленные на развитие внимания, памяти, интеллекта, скорости мышления, улучшение навыков восприятия иностранной речи, увеличение скорости, качества чтения и печати, которые и будут применяться на следующем этапе педагогического эксперимента.
Ключевые слова: саморазвитие личности; компоненты саморазвития; стадии саморазвития; электронно-образовательные ресурсы; критерии оценки электронно-образовательных ресурсов; автодидактика
Для цитирования: Белова, Е. А. Особенности использования электронно-образовательных ресурсов с элементами автодидактики в процессе саморазвития личности / Е. А. Белова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 117–126. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.117
SPECIFICS OF USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES WITH ELEMENTS OF AUTODIDACTICS FOR PERSONAL DEVELOPMENT
Belova Elena Aleksandrovna
(postgraduate student, Chair of Pedagogy, Tambov State University (33, Internatsionalnaya Str.,Tambov, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9384-2466, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The article deals with the problem of enhancing personal development of students via information and communication means with elements of autodidactics in the educational process. The author points out to the contradictions which are characteristic of the area. A basic definition of self-identity is given. The author isolates and analyses components of self-identity concept – namely, motivational and axiological component, information and cognitive component, creative and pragmatic component, assessment and correction component. The article reveals the stages of self-development, taking into account the functioning of the above components. Also the article contains a physical interpretation of visual representation of the process of personal development of an individual in the form of a coil spring made of materials with different stiffness. A key definition of autodidactics and electronic educational resources with elements of autodidactics are presented. Electronic educational resources with linear and nonlinear plot-line education are considered. Particular attention is paid to define the criteria for assessment of electronic educational resources with elements of autodidactics in order to estimate their quality.
Keywords: self-development of the personality; components of self-development; self-development stage; electronic and educational resources; criteria of an assessment of electronic and educational resources; autodidactics
For citation: Belova E. A. Specifics of use of electronic educational resources with elements of autodidactics for personal development. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 117–126. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.117
Скачать статью в pdf (To download article).
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.