УДК 37.04-056.262                                                 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.078

 

Тенденции развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия)

Егоров Пантелеймон Романович
(директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (Россия, г. Я кутск, ул. Белинского, д. 58), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4488-0498, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Егорова Глафира Федоровна
(начальник научно-инновационного отдела Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (Россия, г. Я кутск, ул. Белинского, д. 58), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7514-2930, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье авторы кратко рассказывают о тех предпосылках и организациях, которые стояли у истоков развития инклюзивного образования людей с проблемами зрения в Республике Саха (Якутия), и сейчас продолжающих внедрять в республике непрерывную систему инклюзивного образования. Авторы явля- ются инициаторами и организаторами создания этих двух уникальных организаций учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и общественной организации Якутской республиканской ассоциации студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями, которые на протяжении вот уже четверти века помогают школьникам и студентам с особыми образовательными потребностями получать достойное общее и профессиональное образование на основе использования адаптивных компьютерных технологий. Авторы статьи также являются организаторами учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий в Северо-Восточном федеральном университете, осуществляющем методическую, учебную и консультативную поддержку в целях обеспечения само- стоятельного применения студентами с проблемами зрения адаптивных, компьютерных технологий в учебном процессе; обеспечивающем предоставление соответствующего оборудования студентам с особыми образовательными потребностями. В статье акцентируется внимание на том факте, что с начала функционирования учебно-производственного вычислительного центра «Толбон» и учебно-научной лабо- ратории адаптивных компьютерных технологий наиболее активными и заинтересованными пользователями стали школьники, студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения. И это очевидно, так как 90 % информации человек получает через зрительные органы. Школьникам и студентам с проблемами зрения труднее всех получать, обрабатывать и передавать информацию, поэтому для них учебные заведения в свете нового ФЗ «Об образовании» должны создавать специальные условия обучения на основе использования адаптивных компьютерных технологий.

Ключевые слова: люди с особыми образовательными потребностями; инклюзивное образование; адаптивные компьютерные технологии; непрерывная система инклюзивного образования; локальные акты; студенты с проблемами зрения

 

Для цитирования: Егоров, П. Р. Тенденции развития инклюзивного образования людей с пробле- мами зрения в Республике Саха (Якутия) / П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 78–85. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.078

 

TRENDS IN DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION FOR VISUALLY IMPAIRED PEOPLE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Egorov Panteleymon Romanovich
(director of the Northeastern Research and Innovation Centre for Development of Inclusive Education, North-Eastern Federal University (58, Belinskiy Str., Yakutsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org//0000-0002-4488-0498, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Egorova Glafira Fedorovna
(head of Research and Innovation department, Northeastern Research and Innovation Centre for Development of Inclusive Education of North-Eastern Federal University (58, Belinskiy Str., Yakutsk, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7514-2930, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

In the current article authors briefly describe prerequisites and those organisations which were among pioneers of inclusive education for people with eyesight problems in Republic of Sakha (Yakutia). Introduction of the continuous system of inclusive education in the Republic is currently underway. The authors themselves are initiators and organisers of the two unique organisations: production and training computing centre “Tolbon” and public organisation of the Yakut republican association of students, post-graduate students and graduates with special needs. For over 20 years these organisations help schoolchildren and students with special needs to receive secondary and postsecondary education with the assistance of adaptive computer technologies. The authors of the article are also organisers of the educational scientific laboratory of adaptive computer technologies at North-Eastern Federal University which carries out methodological, educational and advisory support for students with problems of eyesight in order to help them with independent use of adaptive computer technologies in educational process; it provides the required equipment for students with special needs. In the article authors focus on the fact that from the beginning of functioning of production&training computing centre “Tolbon” and educational scientific laboratory of adaptive computer technologies schoolchildren, students, post-graduate students and graduates with eyesight problems have become the most active and interested participants. It can be easily explained with the fact that humans receives about 90 percent of all information through organs of sight. Eyesight problems can significantly complicate the process of receiving, elaboration and transferring of information. Therefore, according to the new Federal law “On education” educational institutions should develop conditions for introduction of adaptive computer technologies into the educational process.

Keywords: people with special educational needs; inclusive education; adaptive computer technologies; continuous system of inclusive education; local normative acts; students with eyesight problems

 

For citation: Egorov P. R., Egorova G. F. Trends in development of inclusive education for visually impaired people in the Republic of Sakha (Yakutia). Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 78–85. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.078

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.