УДК 330.59:37.01                                                 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.072

 

Качество жизни и качество образования: проблема соотношения

Макларен Нил Бьюкенен
(руководитель Магистерской программы цифровых искусств и дизайна Университета Тииссайд (Великобритания, г. Мидлсбро, TS1 3BA), доктор философии, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Шорохова Мария Анатольевна
(доцент кафедры дизайна и рекламы Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000- 0002-7015-3569, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Сиротина Ирина Львовна
(заведующий кафедрой дизайна и рекламы Института национальной культуры, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, профессор, ORCID: http://orcid. org/0000-0003-4498-5529, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Проведенный в статье анализ наиболее распространенных методик оценки качества жизни показывает отсутствие универсальной зависимости между качеством образования и качеством жизни, несмотря на то, что образование является одним из ключевых индикаторов практически всех методик оценки качества жизни. Причина отсутствия простой зависимости между качеством образования и качеством жизни заключается в разных моделях экономического развития стран мира, входящих в данные рейтинги, поэтому не совсем корректно применение существующих методик оценок качества жизни к странам и регионам с разными типами экономики и уровнями экономического развития. Явная зависимость между качеством образования и качеством жизни прослеживается только для стран с инновационными эко- номиками, в которых человеческий капитал является главным фактором развития экономики. В странах с сырьевой экономикой качество образования не оказывает существенного влияния на качество жизни, а в слаборазвитых странах улучшение качества образования даже может приводить к его ухудшению, что связано с отсутствием возможности применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Получение качественного образования, не гарантирующего реализацию усвоенных знаний на практике и высокий социальный статус, приводит к противоречию между желанием че- ловека реализовать свои знания и отсутствием возможности это сделать, которое можно разрешить только создав необходимые условия для развития высокотехнологичных отраслей промышленности. В России высокий уровень образования не гарантирует высокого качества жизни вследствие слабой развитости инновационных отраслей экономики. Для исправления этой ситуации необходим ком- плекс мер, направленных на развитие высокотехнологичного бизнеса. Заинтересованность бизнеса в высоком качестве образования будет являться движущей силой улучшения его качества в России и обеспечит прямую зависимость между качеством образования и качеством жизни, характерную для высокоразвитых стран.

Ключевые слова: качество жизни; образование; индекс процветания; индекс человеческого развития; бизнес

 

Для цитирования: Макларен, Н. Б. Качество жизни и качество образования: проблема соотношения / Н. Б. Макларен, М. А. Шорохова, И. Л. Сиротина // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 72–77. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.072

 

QUALITY OF LIFE AND QUALITY OF EDUCATION: THE PROBLEM OF CORRELATION

McLaren Neil Buchanan
(director of the Master’s program Digital Arts and Design of Teesside University (TS1 3BA, Middlesbrough, Great Britain), Ph. D., professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Shorokhova Mariya Anatolyevna
(associate professor, Chair of design and advertising, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Philosophy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7015-3569, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Sirotina Irina Lvovna
(head of Design and Advertising Chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Dr.Sci. (Philosophy), full professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4498-5529, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The paper presents the analysis of the most common methods for measuring quality of life. It showed that there is no universal relationship between the quality of life and the quality of education despite the fact that education is one of the key indicators of the most of methodologies for assessment of life quality. The reason for the lack of a simple relationship between quality of education and quality of life is explained by difference in models of economic development of the countries of the world included in these ratings. Therefore, it is not quite correct to use existing methods for measuring of life quality for countries and regions with different types of economy and levels of economic development. The explicit relationship between the quality of education and quality of life can be traced only for the countries with innovative economy where the human capital is the main factor of economic development. The level of education has no significant impact to quality of life for countries with the resource-based economy, whereas the increase of quality of education in developing countries can lead to its reduction due to lack of opportunities to apply the knowledge in their professional activity. If quality of education does not guarantee practical implementation of the acquired knowledge and high social status, it leads to contradiction between the intent to implement knowledge and lack of opportunity to do it. It can be solved only by creating the necessary conditions for development of high-tech industries. High level of education in the Russian Federation does not guarantee high quality of life due to weak development of innovative industries. To correct this situation Russia needs a series of measures to be assumed to develop hightech business sphere. Business interest in high quality of education will be the driving force to improve its quality in the Russian Federation, and this is the way to directly connect quality of education and quality of life, which is typical for highly developed countrie s.

Keywords: quality of life; education; prosperity index; human developme nt index; business

 

For citation: McLaren N. B., Shorokhova M. A., Sirotina I. L. Quality of life and quality of education: the problem of correlation. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 72–77. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.072

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.