УДК 378.1:614.8                                                 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.045

 

Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе

Якупов Александр Мубинович
(доцент кафедры специального образования и медико-биологических дисциплин Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Магни- тогорский технический университет им. Г. И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогических наук, ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-7997-3539, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Кувшинова Ирина Александровна
(доцент кафедры специального образования и медико-биологических дисциплин Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогиче ских наук, ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-3169-1620, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Денисова Виктория Владимировна
(старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19), кандидат педагогических наук, ORCID: http: //orcid.org/0000-0001-6258-6236, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Петров Сергей Викторович
(директор Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный педаго- гический университет» (Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1), кандидат юридических наук, профессор, ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-7758-584Х, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье дана краткая характеристика учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», показана ее роль и значимость в профессиональной подготовке студентов. Отмечено, что насыщение рассматрива- емой дисциплины социальной проблематикой весьма актуально для подготовки студентов-гуманитариев с учетом происходящих социальных процессов и кризисов. Однако в процессе образования необходимо ориентировать их на жизнедеятельность в усложняющейся среде с учетом увеличения ее технизации. Показано, что в системе подготовки студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нередко видно отсутствие множества важных модулей и тем. При этом остается слабая связь структурных компонентов, в том числе, целевого и содержательного. Часто именно поэтому педагог вынужден разрабатывать свой рабочий план фрагментарно, не имея четкого содержательного ориентира по всей совокупности взаимосвязанных модулей и отдельных тем, что негативно отражается на качестве и практи- ческой отдаче от изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке специалистов всех гуманитарных направлений. Предложено обновленное комплексное программно-содержательное обеспечение этой учебной дисциплины, тематическое содержание разделов для студентов гуманитарных вузов, которое предлагается строить по следующим основным направлениям: изучение состояний окружающего социума и законов его развития с точки зрения выявления опасностей для разных систем; раскрытие механизмов происхождения и развития опасностей, возникающих на социальной основе; определение принципов и технологий защиты всех видов систем с учетом опасностей социального характера; подготовка выпускников к безопасному осуществлению повседневной жизнедеятельности в технических, природных, социальных системах с учетом их взаимовлияния.

Ключевые слова: опасность, безопасность, жизнедеятельность; учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»; студенты гуманитарных вузов, будущие специалисты гуманитарной сферы деятельности; преподавание; программно-содержательное обеспечение

 

Для цитирования: Якупов, А. М. Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе / А. М. Якупов [и др.] // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 45–55. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.045

 

IMPROVING THE CONTENTS AND TEACHING METHODOLOGY IN ACADEMIC DISCIPLINE “SAFETY OF LIVING” IN HUMANITIES UNIVERSITY

Yakupov Aleksandr Mubinovich
(associate professor, Chair of Special Education and Biomedical Sciences, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work, Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Str., Magnitogorsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7997-3539, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Kuvshinova Irina Aleksandrovna
(associate professor, Chair of Special Education and Biomedical Sciences, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work, Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Str., Magnitogorsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3169-1620, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Denisova Viktoriya Vladimirovna
(senior lecturer, Chair of Safety of Living and Methods of Teaching Safety, Institute of Physical Culture and Sport, Orenburg State Pedagogical University (19, Sovetskaya Str., Orenburg, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6258-6236, viktorydan@ rambler.ru)

Petrov Sergey Viktorovich
(director, Information and Analysis Centre for Teaching Safety of Living, Moscow State Pedagogical University (1, Malaya Pirogovskaya Str., Moscow, Russia), Ph.D. (Law), professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7758-584X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article gives a short description of an academic discipline “Safety of Living”, its role and importance in training students are shown. It is noted that saturation of the considered discipline with social perspective, according to present-day social processes and crises, is especially topical for students of humanitarian specialties. However, in the course of education it is also necessary to focus them on progressive complication of life connected with its technicalisation. It is shown that teaching of “Safety of living” lacks a number of important modules and subjects. Moreover, structural components are often interrelated insufficiently, including, target and substantial parts. Often a teacher has to work according to a fragmentary schedule, without having an accurate substantial reference point for a totality of the interconnected modules. It impairs quality and practical effect from studying of the discipline. The authors propose an updated content list of this educational subject meant for humanitarian specialties. It is composed from the following main sections: studying of society and social development laws in order to detect possible dangers for various systems; disclosure of mechanisms of an origin and development of the dangers arising on a social basis; defining of the principles and technologies to protect systems of all types from dangers of social character; training of graduates for safe daily activity in technical, natural, soc ial systems with a glance of their interrelation.

Keywords: danger, safety, activity; educational subject “Safety of Living”; students studying humanities, future experts of a humanitarian field of activity; teaching; c ontents and curriculum methodology support

 

For citation: Yakupov A. M., Kuvshinova I. A., Denisova V. V., Petrov S. V. Improving the contents and teaching methodology in academic discipline “Safety of living” in humanities university. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 45–55. DOI: 10.15507/1991- 9468.081.019.201504.045

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.