УДК 378.2                                                 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.035

 

Фонд оценочных средств для итоговой аттестации: от обоснования общего формата к практическому применению

Карпов Сергей Алексеевич
(заместитель руководителя по учебной работе Северского технологического института – филиала ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (Россия, г. Северск, пр. Коммунистический, д. 65), кандидат физико-математических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7563-4591, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Кербель Борис Моисеевич
(помощник руководителя Северского технологического института – филиала ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (Россия, г. Северск, пр. Коммунистический, д. 65), доктор технических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3720-503X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Недоспасова Ольга Павловна
(доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента Северского технологического института – филиала ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (Россия, г. Северск, пр. Коммунистический, д. 65), доктор экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8272-4616, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Статья посвящена одному из наиболее актуальных и наименее методически проработанному направлению деятельности отечественных образовательных организаций – формированию и практическому использо- ванию фондов оценочных средств (ФОС) для государственной итоговой аттестации (ГИА). Показано, что в настоящее время в этой области сложились две основные тенденции: широкая вариативность локальных практик создания и применения ФОС в целом, а также унификация подходов к формированию ФОС для промежуточной аттестации и ГИА. Приведены аргументы, доказывающие необходимость особого мето- дического подхода к разработке ФОС для ГИА. Обозначены основные нормативные требования, предъявляемые к их разработке. Обоснован оригинальный формат ФОС, описаны входящие в него оценочные процедуры. В основу предлагаемого подхода положено формирование укрупненных групп показателей, характеризующих ожидаемые результаты образования; делегирование полномочий по оценке сформирован- ности компетенций по отдельным этапам ГИА; распределение оценочных процедур между руководителем выпускной работы, рецензентом и членами государственной комиссии. Для каждой группы предложенных показателей определена совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, подлежащих оцениванию. При этом авторы методики исходили из того, что одна и та же компетенция может быть отнесена более чем к одной группе показателей, а ее сформированность проверяется на различных этапах оценивания, в том числе различными субъектами, вовлеченными в процесс ГИА. Представлена методика применения ФОС и подходы, предлагаемые для определения результатов освоения студентами образовательной программы. По результатам применения методики в СТИ НИЯ У МИФИ для направления «Экономика» сделаны выводы о целесообразности дальнейшего ее использования и возможности распространения имеющегося опыта.

Ключевые слова: образовательные стандарты; итоговая аттестация; компетенции; оценочные средства; методика; показатели; результаты

 

Для цитирования: Карпов, С. А. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации: от обоснования общего формата к практическому применению / С. А. Карпов, Б. М. Кербель, О. П. Недоспасова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 35–44. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.035

 

Fund of assessment tools for final testing: from common format justification to practical use

Karpov Sergey Alekseyevich
(deputy head for academic studies, Seversk Technological Institute – affiliated branch of National Research Nuclear University “MEPhl” (65, prospect Kommunisticheskiy, Seversk, Russia), Ph.D. (Phys.- Math.), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7563-4591, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Kerbel Boris Moiseyevich
(assistant head, Seversk Technological Institute – affiliated branch of National Research Nuclear University “MEPhl” (65, prospect Kommunistichesky, Seversk, Russia), Dr.Sci. (Engineering), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3720-503X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Nedospasova Olga Pavlovna
(associate professor, Chair of economics, finance and management. Seversk Technological Institute – affiliated branch of National Research Nuclear University “MEPhl” (65, prospect Kommunistichesky, Seversk, Russia), Dr.Sci. (Economy), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8272-4616, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article is devoted the one of the most pressing and least methodologically developed line of activity for Russian educational institutions – Funds of Assessment Tools (FAT ) for student’s final testing. At present in this area there are two main trends: the wide variation of local practices for FAT creation and application, and unification of approaches to FOS for interim evaluation and for final testing. The arguments about the appropriateness of particular methodological approach to development FAT for interim evaluation and FAT for final testing was shown. In the article there are basic regulatory requirements for FAT development. The authors justified the original format for FAT ; its evaluation procedures are described. The proposed approach is based on the consolidated group of indicators which characterize the expected outcomes of education. The article describes a process of authority delegation for assess the competencies formation on every stages of final testing, distribution of assessment procedures between the head of the master’s work, reviewers and members of the state commission. For each group of the proposed indicators assigned a set of general cultural, general and professional competencies, as a subject for evaluation. The authors of the method decided that one competence can be attributed to more than one group of indicators, and its formation is checked at various stages of evaluation, including the various actors involved in the final testing process. The article presents a FAТ using method and the approaches which proposed for determination the results achieved by the students by the end of the educational program. There is a conclusion about the results of FAT application for the educational direction “Economics” at STI MEPhI. The authors conclude the feasibility the FAT further use and possible extension of the experience.

Keywords: educational standards; final examination; competency; assessment tools; methods; indicators; results

 

For citation: Karpov S. A., Kerbel B. M., Nedospasova O. P. Fund of assessment tools for final testing: from common format justification to practical use. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 35–44. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.035

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.