УДК 004:37:69

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.116

 

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Асташов Алексей Михайлович
(заведующий кафедрой инженерной и компьютерной графики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доцент, кандидат технических наук, аЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Ошкина Лариса Михайловна
(доцент кафедры инженерной и компьютерной графики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье рассматривается необходимость реализации нового подхода к проектированию (информационное моделирование зданий) в учебном процессе инженерно-строительных специальностей. Вопрос о массовом переходе на информационные технологии проектирования решается на государственном уровне и поэтому является актуальным в современных условиях. Суть нового подхода к проектированию заключается в создании информационной модели здания или сооружения и извлечении из этой модели различной проектно-конструкторской документации. Внедрение новых технологий может осуществляться только специалистами, владеющими такими технологиями. Поэтому подготовка кадров должна опережать потребности промышленности и производства. Реформирование учебного процесса с целью обеспечения условий для формирования специалистов, способных успешно работать в современных условиях, осуществляется посредством введения в учебные планы новых дисциплин или новых разделов в существующие курсы, ориентированных на применение информационных технологий. Такой подход вызывает необходимость изменения структуры инженерно-строительного образования. В качестве одной из форм предлагается, например, система сквозного проектирования на базе соответствующего программного обеспечения. В статье рассматриваются общие моменты концепции сквозного проектирования для инженерно-строительных факультетов, а также коллективной работы над проектом. Предлагается, чтобы каждый учебный курс (Архитектура, Конструирование, Инженерные сети, Ландшафт, Смета и др.) изучался с использованием специализированного модуля используемого программного комплекса или отдельного специализированного программного комплекса и отвечал специфике конкретной дисциплины. В статье приводятся примеры внедрения информационных технологий проектирования в учебный процесс. Наиболее активно работа в этом направлении проводится в НГА СУ (Сибстрин). Приводятся примеры проектов, выполненных студентами этого вуза с использованием BIM-технологий. В статье рассматриваются различные программные продукты, поддерживающие возможности информационного моделирования зданий. Отмечается, что выбор программного обеспечения для использования в учебном процессе является для вузов задачей непростой и ответственной.

Ключевые слова: информационные технологии проектирования; концепция виртуального здания; информационное моделирование; BIM; учебный процесс; программный продукт.

 

Для цитирования: Асташов А. М. Роль информационных технологий проектирования в реформировании инженерно-строительного образования / А. М. Асташов, Л. М. Ошкина // Интеграция образования. – 2014. – № 4 (77). – С. 1 16–123. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.116

 

THE ROLE OF INFORMATION DESIGN TECHNOLOGY IN THE REFORM OF CIVIL ENGINEERING EDUCATION

Astashov Alexey Mikhailovich
(head of Chair of engineering and computer graphics, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk degree (PhD) in technical sciences, research assistant professor, аЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Oshkina Larisa Mikhailovna
(Chair of engineering and computer graphics Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk degree (PhD) in technical sciences, research assistant professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article discusses the need for a new approach to designing (informational modeling of buildings) in the civil engineering professions. The issue of transition to information technologies is handled at the state level, and therefore is relevant today. The essence of the new approach to design is in creation of an information model of a building or structure and in extraction of various design engineering documentation from the model. The introduction of new technologies may only be carried out by specialists, owning such technologies. Therefore, training should stay ahead of the needs of industry and manufacturing. Reformation of the teaching process in order to ensure the conditions for the appearance of professionals able to work successfully in today’s environment is carried out through the introduction of new curricula in disciplines or new sections to existing courses focused on the application of information technology. This approach makes it necessary to change the structure of civil engineering education. As one of the forms is proposed, for example, the end-to-end design system based on the software. This article discusses the common points of the end-to-end design for construction-engineering departments, as well as collective work on the project. The authors propose that each training course (architecture, construction, engineering, landscape, cost sheets, etc.) is studied using a specialized module of used software or a specialized software complex and satisfy the specifics of a particular discipline. The article gives examples of introduction of information technologies in educational process. The most notable work in this area is carried out in NGASU. The authors give the examples of projects made by students of this University with BIM technologies. The article discusses various software products that support information modeling of building, indicates that the selection of the software to use in educational process is a difficult and demanding challenge for universities.

Keywords: information technologies; virtual building concept; information modeling; BIM; learning processes; software.

 

For citation: Astashov А. М., Oshkina L. M. Rol' informacionnyh tehnologij proektirovanija v reformirovanii inzhenerno-stroitel'nogo obrazovanija [The role of information technology design in the reform of civil engineering education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 116–123. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.116

 

Скачать статью в pdf (To download article).