УДК 574:372.857:373:378

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.110

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Жидкин Владимир Ильич
(профессор кафедры товароведения и технологии торговых процессов Саранского кооперативного института – филиала АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 17), доцент, член-корреспондент МАН ПО, кандидат биологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Маркинов Иван Федорович
(заведующий кафедрой естественно-научного образования ГБОУ ДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования» (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 19), кандидат педагогических наук, доцент, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Якунчев Михаил Александрович
(профессор кафедры биологии, географии и методик обучения ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а), доктор педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Из трех моделей экологического образования подрастающего поколения и учащейся молодежи наиболее доступной, а следовательно, самой распространенной в образовательных учреждениях может быть многопредметная модель – дополнение основного содержания учебных дисциплин экологическим компонентом, направленным на формирование у обучающихся экологической культуры. Особая роль в экологическом образовании принадлежит биологии, включающей в себя некоторые базовые экологические понятия, которые следует изучать в школе и развивать в вузе. В вузе осуществляется непрерывное образование, и студенты средней ступени образования, поступившие в институт на базе 9 классов на факультет довузовского образования, имеют знания по биологии, соответствующие уровню основной школы. Они продолжают обучение по программе Федерального государственного образовательного стандарта средней профессиональной ступени образования. Представляется, что экологический потенциал биологии используется еще недостаточно, поэтому необходимо акцентировать внимание педагогов на экологическом аспекте в преподавании биологии. Исходя из своего опыта и изучения опыта работы учителей и преподавателей биологии, на некоторых примерах авторы представили свое видение участия дисциплины в формировании экологического сознания у учащейся молодежи.

Ключевые слова: экологическое образование; экологическая культура; человек и окружающая среда; охрана природы; биология.

 

Для цитирования: Жидкин, В. И. Экологический аспект в преподавании биологии в школе и вузе / В. И. Жидкин, И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев // Интеграция образования. – 2014. – № 4 (77). – С. 110–115. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.110

 

ECOLOGICAL ASPECT IN TEACHING BIOLOGYIN SCHOOL AND UNIVERSITY

Zhydkin Vladimir Ilyich
(professor, Chair of Science of commodities and technology of trading processes, Saransk Institute of Consumers Cooperation - an affiliate of Russian University of Consumers Cooperation (17, Transportnaya Str., Saransk, Russia), research assistant professor, corresponding member of ITTA S доцент, Kandidat nauk degree (PhD) in biological sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Markinov Ivan Fedorovich
(head, Chair of Natural Science Education, Mordovian Republican Institute of Education (19, Transportnaya Str., Saransk, Russia), Kandidat nauk degree (PhD) in pedagogical sciences, research assistant professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Yakunchev Mikhail Aleksandrovich
(Professor of the Biology, Geography end Methods of Teaching Department, Evsevjev Mordovia State Pedagogical Institute (11 а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

It is known that of three models of environmental education of the younger generation and students the most affordable, and therefore the most common in educational institutions, can be a multidiscipline model, i.e. complementing the content of academic disciplines with environmental component aimed at developing of environmental culture of students. A special role in environmental education belongs to biology, which includes some basic ecological concepts, which should be studied in higher school and developed i n higher school. Institute of Consumers Cooperation offers continuous education and students with general secondary education who entered the Institute on the basis of higher school and were enrolled for the Faculty of pre-diploma programmes of study, have knowledge of biology, corresponding to the level of higher school. They continue training under the programme of the Federal State Educational Standard for vocational education level. It seems that the environmental potential of biology has not been used so far, so it is necessary to focus teachers’ attention on the environmental aspects in teaching of biology . Based on their own experience and experience of teachers of biology, by presenting some examples the authors described their vision of participation in shaping the discipline of environmental awareness among students.

Keywords: environmental education; environmental culture; people and environment; protection of nature; biology.

 

For citation: Zhydkin V. I., Markinov I. F., Yakunchev М. А. Jekologicheskij aspekt v prepodavanii biologii v shkole i kooperativnom vuze [Ecological aspect in teaching biology in school and University]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 110–115. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.110

 

Скачать статью в pdf (To download article).