УДК 37.01:378:34

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.091

 

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приходько Евгения Михайловна
(аспирант кафедры педагогики и предметных технологий ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» (Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20 а), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Рассматриваются особенности формирования профессионально важных качеств студентов юридических вузов. Профессионально важные качества понимаются как сложное комплексное психиче- ское образование, система функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями. Автор исходит из того, что развитие и формирование профессионально важных качеств личности в условиях учебной деятельности студента в вузе является результатом развития структуры самосознания, а именно профессионального самосознания (ПС) личности. На основе профессионального самосознания, а также на основе активного самопознания и самовоспитания студента развиваются профессионально важные личностные качества, которые и обеспечивают профессиональное развитие и формирование личности будущего специалиста. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме, выявляются уровни развития профессионально важных качеств. Для решения поставленных задач использовались такие научные методы как теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, имеющихся в психологической науке по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, моделирование. В статье приводятся результаты диагностики сформированности профессионально важных качеств будущих юристов в процессе получения высшего образования. Выделены структурные компоненты профессионально важных качеств: профессиональное самосознание, ценностные ориентации, профессиональная компетентность, осознание престижа профессии, которые интерпретируются как внутренние психолого-акмеологические факторы их успешного формирования. На основе выделенных компонентов разработана психолого-акмеологическая структурная модель формирования профессионально важных качеств будущего юриста, а также теоретическая модель их развития, основанная на равномерном, поступательном развитии всех структурных компонентов. По итогам исследования подтвердилось, что профессиональное самосознание является системообразующим компонентом всей структуры психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально важные качества; будущий юрист; профессиональное самосознание; мотивационная структура учебной деятельности; профессионализация.

 

Для цитирования: Приходько, Е. М. Динамика формирования профессионально важных качеств будущих юристов в системе высшего профессионального образования / Е. М. Приходько // Интеграция образования. − 2014. − № 4 (77). − С. 91−97. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.091

 

THE DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE LAWYERS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Prikhodko Evgeniya Mikhailovna
(рostgraduate student, Chair of pedagogics and IT , Astrakhan State University (20 a, Tatishchev Str., Astrakhan, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article considers the peculiarities of formation of professionally important qualities for law students. Professionally important qualities are understood as complex mental education, the system of functional, operational and personality components, which have a dynamic structure with functional dependencies. The author judges that the development and formation of professionally important qualities of a person in terms of student learning activities at the University is primarily a result of the development of the structure of selfconsciousness, namely professional self-awareness (PS) personality. On the basis of professional identity, as well as on the basis of active self-knowledge and self-education of the student, develop professionally important qualities, which provide professional development and formation of personality of a future specialist. The article examines theoretical approaches to the problem, identifies the levels of development of professionally important qualities. To solve the set tasks were used the following research methods: theoretical analysis, synthesis and interpretation of scientific data available in psychological science on the problem under study, comparative analysis, modeling. The article presents the results of the diagnostics of the formation of professionally important qualities of future lawyers in the process of obtaining of higher education. The author selected structural components of professionally important qualities: professional identity, values, professional competence, awareness of the prestige of the profession, which are interpreted as internal psychological and acmeological factors of their successful formation. On the basis of the selected components developed psychological and acmeological structural model of formation of professionally important qualities of a good lawyer, and a theoretical model of their development, based on a uniform, progressive development of all structural components. According to the results of the study confirmed that professional identity is a strategic component of the entire structure of psychological readiness of students for professional work.

Keywords: professional qualities; future lawyers; professional self-awareness; motivation structure of educational activity; professionalization.

 

For citation: Prikhodko E. M. Dinamika formirovanija professional’no vazhnyh kachestv budushhih juristov v sisteme vysshego professional’nogo obrazovanija [The dynamics of development of professionally important qualities of future lawyers in the system of higher education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 91−97. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.091

 

Скачать статью в pdf (To download article).