УДК 1:6:37.01

DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.076

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ В ГУМАНИТАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Явкина Татьяна Анатольевна
(доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье говорится о результате взаимодействия философии и технических наук, оказывающем влияние в формировании инженерного мышления. Среди дисциплин, имеющих прикладное значение в области научного знания в междисциплинарных исследованиях, особое место занимает философия технического знания. Этот курс не просто актуален сегодня, он претендует на одно важных направлений планетарного масштаба, становящееся таковым вследствие достаточно активного развития техники и инновационных технологий, что требует их комплексного исследования и тщательной проверки на предмет дальнейшего применения, а т акже влияния на окружающую среду, неотъемлемой частью которой является и сам человек. В процессе постижения философии технического знания студент-инженер расширяет представление о выбранной им специальности. Это необходимо не только для полноценного миропонимания, но и для дальнейшего профессионального становления. Подобные предметные комплексы нацеливают студента на то, что в будущем философский уровень осознания действительности поможет в теоретически целостном ее осмыслении, расширит понимание гуманистического смысла собственной профессиональной деятельности, ограничив технократизм мышления, вооружит будущего профессионала мировоззренческими и методологическими ориентирами, позволяя распознавать основные направления научно-технического прогресса, а также рационально управлять техническими процессами и предвидеть негативные и позитивные по следствия технической деятельности человека.

Ключевые слова: философия технического знания; философия техники; технократизм; техническое инженерное образование; инженер-специалист; инженерное мышление.

 

Для цитирования: Явкина, Т. А. Философия техники как междисциплинарная область в гуманитарном исследовании технического знания / Т. А. Явкина // Интеграция образования. – 2014. – № 4 (77). – С. 76–80. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.076

 

PHILOSOPHY OF TECHNOLOGY AS AN INTERDISCIPLINARY AREA IN A HUMANITARIAN STUDY OF THE TECHNICAL KNOWLEDGE

Yavkina Tatyana Anatolyevna
(research assistant professor, Chair of philosophy, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Kandidat Nauk degree (PhD) in philosophical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The article discusses the result of the interaction of philosophy and technical Sciences, which have great importance in the formation of engineering thinking. Among the disciplines that have practical significance in the field of scientific knowledge in interdisciplinary studies, a special place is occupied by the philosophy of technical knowledge. This course is not just relevant today, it claims to be one of the very important areas of planetary scale, becoming so due to the rather active development of technology and innovation, which, of course, requires extensive research and thorough review on the subject of further implementation and impact on the environment, an integr al part of which is the man himself. In the process of understanding the philosophy of technical knowledge of the student-engineer extends the idea of the chosen specialty, which is so necessary not only for full understanding of the world, but, of course, for further professional development. Similar subject complexes target the student that further philosophical awareness will actually help in theoretically complete understanding, will expand the understanding of the humanistic sense of their own professional activity, limiting technocratism of thinking, will equip future professionals with philosophical and methodological orientations, allowing you to identify the main directions of scientific and technical progress, and managing technical processes and to anticipate positive and negative consequences of technical human activity.

Keywords: the philosophy of technical knowledge; the philosophy of technology; technocratism; technical engineering education; specialist-engineer; the engineering thinking.

 

For citation: Yavkina T. A. Filosofija tehniki kak mezhdisciplinarnaja oblast’ v gumanitarnom issledovanii tehnicheskogo znanija [Philosophy of technology as an interdisciplinary area in a humanitarian study of the technical knowledge]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 76–80. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.076

 

Скачать статью в pdf (To download article).