УДК 37.018:377.5
DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.054
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРАТОРОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Сергеева Светлана Васильевна
(заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, пр. Байдукова/ул. Гагарина, д.1а/11), доктор педагогических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Воскрекасенко Ольга Александровна
(доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Россия, г. Пенза, ул. Лермонтова, д. 37), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье раскрывается содержание деятельности мастеров производственного обучения и кураторов студенческих групп по воспитанию обучающейся молодежи в условиях непрерывного профессионального образования, реализуемого в вузах как многоуровневых образовательных комплексах. Ключевое место в статье занимает характеристика интегрированной программы воспитательной работы, разработанной авторами и успешно реализуемой в Пензенском государственном технологическом университете. В ка- честве цели программы выступают организация и осуществление воспитательной работы по развитию личности обучающихся, создание условий для их самоопределения и социализации. В основу программы положен системно-функциональный подход. В этой связи авторами раскрываются функции, выполня- емые мастерами производственного обучения и кураторами: когнитивно-диагностическая, прогности- ческая, организационно-воспитательная, объединительно-сплачивающая, социально-педагогическая, координирующая, научно-методическая, коммуникативная и аналитико-рефлексивная. В соответствии с функциями авторами статьи определены основные направления и содержание деятельности мастеров производственного обучения и кураторов по воспитанию обучающейся молодежи в условиях многоуров- невого образовательного комплекса. Непосредственная воспитательная деятельность строится на основе принципов гуманистической ориентации, социальной адекватности и индивидуализации воспитания, а также социального закаливания и создания воспитывающей среды. Ожидаемый результат реализации программы – повышение уровня воспитанности личности обучающихся, сформированность социальных компетентностей обучающихся и студенческого коллектива как условия успешного социально-профес- сионального становления будущего специалиста. Интегрированная программа воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов разработана с учетом специфики развития современ- ного технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивая непрерывность и преемственность осуществляемой ими воспитательной деятельности.
Ключевые слова: системно-функциональный подход; вуз как многоуровневый образовательный комплекс; воспитательная работа; интегрированная программа; мастер производственного обучения; куратор.
Для цитирования: Сергеева, С. В. Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Интеграция образования. − 2014. − № 4 (77). − С. 54−59. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.054
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL WORK INTEGRATED PROGRAMME FOR MASTERS OF VOCATIONAL TRAINING AND MENTORS ON THE BASIS OF A SYSTEMIC FUNCTIONAL APPROACH
Sergeeva Svetlana Vasilevna
( Head of Chair of Pedagogics and Psychology of Higher School, Penza State Technological University (1a/11, pr. Baidukova/Str. Gagarina, Penza, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, рrofessor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Voskrekasenko Olga Aleksandrovna
( research assistant professor, Chair of Pedagogics, Penza State University (37, Lermontov Str., Penza, Russia), Сandidate of pedagogical sciences, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The article elaborates on the activity of masters of vocational training and mentors of student groups on education of young people learning in terms of further education, implemented in universities as multi-level educational complexes. The key part of the article is the characterisation of the integrated programme of educational work, developed by the authors and successfully implemented in Penza State Technological University. The objectives of the programme are the organisation and implementation of educational work on the development of personality of students, creation of the conditions for their self-determination and socialization. The programme is based on the systemic-functional approach. In this regard, the authors reveal the functions performed by the master of vocational training and mentors: cognitive-diagnostic, prognostic, organizational and educational, and unifying, social-pedagogical, coordinating, scientific and methodical, communicative, analytical and reflective. According to the functions, the authors identify the key issues of masters of vocational training and mentors in educating of young people in terms of a multi-level educational complex. Direct educational activities are based on the principles of humanistic orientation, social relevance and individualization of education, social health training and creation of educative environment. The expected result of the programme is improvement of education of individual students, availability of social competence of students and student body as a condition for successful social and professional development of future specialists. The integrated programme ofeducational work of masters of vocational training and mentors is developed with account of special features of the development of modern technical university as a multi-level educational complex, providing continuity and succession of educational activities carried out by them.
Keywords: systemic-functional approach; higher education institution as a multilevel educational complex; educational work; integrated programme; masters of vocational training; mentors.
For citation: Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Razrabotka i realizacija integrirovannoj programmy vospitatel’noj raboty masterov proizvodstvennogo obuchenija i kuratorov na osnove sistemno-funkcional’nogo podhoda [Development and implementation of educational work integrated programme for masters of vocational training and mentors on the basis of a systemic functional approach]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 54−59. DOI : 10.15507/Inted.077.018.201404.054