DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.555-572
EDN: https://elibrary.ru/niwydm
УДК 378.1
Риторические механизмы убеждения и продвижения в аннотациях к заявкам на грант
Богинская Ольга Александровна
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Института лингвистики и межкультурной коммуникации Иркутского национального исследовательского технического университета (664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9738-8122, Scopus ID: 56049693200, Researcher ID: O-4217-2014, SPIN-код: 1370-7025, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Аннотации к заявкам на грант – персуазивный жанр академического дискурса, ключевой задачей которого является убеждение адресата в необходимости финансирования предлагаемого исследовательского проекта. Однако среди ученых, изучающих академический дискурс, он считается «закрытым» жанром, в результате чего отмечается дефицит научных работ, посвященных его систематическому анализу. Цель исследования – провести комплексный анализ риторических ходов, используемых в текстах русскоязычных аннотаций к заявкам на гранты, направленных на убеждение экспертов и эффективное продвижение проекта.
Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили 90 русскоязычных аннотаций к заявкам на гранты в области лингвистики, поддержанных Российским научным фондом. Методика исследования включала процедуру извлечения текстов аннотаций, последующего интерпретативного и количественного анализа риторических ходов с использованием таксономии П. Мацлера.
Результаты исследования. По итогам анализа были выявлены наиболее частотные риторические ходы, а также их устойчивые паттерны, используемые в аннотациях с целью убеждения экспертов и продвижения исследования. Установлено явное преобладание ходов «Территория», «Цели» и «Преимущества», что указывает на критическую важность определения контекста исследования, четкого формулирования цели и обозначения значимости и новизны исследования. Выявлен наиболее частотный паттерн риторических ходов, представленный последовательностью «Территория – Цель – Методы – Преимущества», что указывает на преобладание традиционного подхода к структурированию аннотации.
Обсуждение и заключение. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в изучение презентационно-персуазивных жанров академического дискурса и расширяет современное представление о персуазивных механизмах научной коммуникации. Эффективное использование риторических ходов в данном жанре увеличивает шансы на поддержку предлагаемого проекта и получение необходимого финансирования на его реализацию. Практическая значимость статьи состоит в том, что ее результаты могут применяться в процессе обучения аспирантов и соискателей исследовательских грантов стратегиям эффективной научной коммуникации.
Ключевые слова: аннотация к заявке на грант, риторический ход, таксономия Мацлера, паттерны риторических ходов, жанр, академический дискурс, презентационная стратегия, убеждение
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Богинская О.А. Риторические механизмы убеждения и продвижения в аннотациях к заявкам на грант. Интеграция образования. 2025;29(3):555–572. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202503.555-572
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у автора по обоснованному запросу.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 29.01.2025;
одобрена после рецензирования 29.05.2025;
принята к публикации 05.06.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Tikhonova E.V., Kosycheva M.A., Mezentseva D.A. Ineffective Strategies in Scientific Communication: Textual Wordiness vs. Clarity of Thought in Thesis Conclusion Section. Integration of Education. 2024;28(2):249–265. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.249-265
- Boginskaya O.A. Evaluative Stancetaking in English-Medium Academic Prose: A Study of Research Article Abstracts by Russian and Chinese L2 Writers. Journal of Language and Education. 2024;10(3):40–52. https://doi.org/10.17323/jle.2024.16080
- Hyland K., Tse P. Hooking the Reader: A Corpus Study of Evaluative that in Abstracts. English for Specific Purposes. 2005;24(2):123–139. https://doi.org/10.1016/j.esp.2004.02.002
- Saidi M., Talebi S. Genre Analysis of Research Article Abstracts in English for Academic Purposes Journals: Exploring the Possible Variations across the Venues of Research. Education Research International. 2021;2021(1):3578179. https://doi.org/10.1155/2021/3578179
- Tocalo A.W.I. Move Structures and Their Rhetorical Verbs of Research Article Abstracts across Englishes. Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2021;11(1):1–10. https://doi.org/10.17509/ijal.v11i1.34593
- Arsyad S., Zainil Y. Research Gap Strategies in Article Introductions of Different Rank Applied Linguistics Journals. Studies in English Language and Education. 2023;10(1):216–234. https://doi.org/10.24815/siele.v10i1.25302
- Du J., Yuan H., Li Q. Read between the Lines: Evaluative Patterns and Paces in Engineering Research Article Introductions. English for Specific Purposes. 2023;71:1–18. https://doi.org/10.1016/j.esp.2023.02.002
- Xu X., Nesi H. Evaluation in Research Article Introductions: A Comparison of the Strategies Used by Chinese and British Authors. Text & Talk. 2019;39(6):797–818. https://doi.org/10.1515/text-2019-2046
- Moreno A.I., Swales J.M. Strengthening Move Analysis Methodology towards Bridging the Function-Form Gap. English for Specific Purposes. 2018;50:40–63. https://doi.org/10.1016/j.esp.2017.11.006
- Zhou H., Jiang F.K. ‘The Study Has Clear Limitations’: Presentation of Limitations in Conclusion Sections of PhD Dissertations and Research Articles in Applied Linguistics. English for Specific Purposes. 2023;7:34–47. https://doi.org/10.1016/j.esp.2023.02.001
- Darabad A.M. Move Analysis of Research Article Abstracts: A Cross-Disciplinary Study. International Journal of Linguistics. 2016;8(2):125–140. https://doi.org/10.5296/ijl.v8i2.9379
- Yoon H.-J., Römer U. Quantifying Disciplinary Voices: An Automated Approach to International Metadiscourse in Successful Student Writing. Written Communication. 2020;37(2):208–244. https://doi.org/10.1177/0741088319898672
- Wang F., Pramoolsook I. Attitude in Abstracts: Stance Expression in Translation Practice Reports and Interpretation Practice Reports by Chinese Students. Discourse and Interaction. 2021;14(1):100–123. http://dx.doi.org/10.5817/DI2021-1-100
- Mehlenbacher A.R. Crowdfunding Science: Exigencies and Strategies in an Emerging Genre of Science Communication. Technical Communication Quarterly. 2017;26(2):127–144. https://doi.org/10.1080/10572252.2017.1287361
- Feng H., Shi L. Genre Analysis of Research Grant Proposals. LSP and Professional Communication. 2004;4(1):8–30. Available at: https://clck.ru/3Mw55x (accessed 15.12.2024).
- Wang Y. Examining Promotional Strategies and Trends in Successful Grant Application Abstracts: Moves and Appraisal Resources. English for Specific Purposes. 2025;78:70–84. https://doi.org/10.1016/j.esp.2024.12.004
- Charles M., Whiteside K. Seeking Research Funding in a Peripheral Context: A Learner Corpus Genre Study of Grant Proposal Summaries. Journal of English for Academic Purposes. 2024;71:101431. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2024.101431
- Matzler P. Grant Proposal Abstracts in Science and Engineering: A Prototypical Move-Structure Pattern and Its Variations. Journal of English for Academic Purposes. 2021;49:100938. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2020.100938
- Millar N., Mathis B., Batalo B., Budgell B. Trends in the Expression of Epistemic Stance in NIH Research Funding Applications: 1985–2020. Applied Linguistics. 2024;45(4):658–675. https://doi.org/10.1093/applin/amad050
- Millar N., Batalo B., Budgell B. Trends in the Use of Promotional Language (Hype) in Abstracts of Successful National Institutes of Health Grant Applications, 1985–2020. JAMA Network Open. 2022;5(8):e2228676. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2022.28676
- Kessler M. A Text Analysis and Gatekeepers’ Perspectives of a Promotional Genre: Understanding the Rhetoric of Fulbright Grant Statements. English for Specific Purposes. 2020;60:182–192. https://doi.org/10.1016/j.esp.2020.07.003
- Connor U. Variation in Rhetorical Moves in Grant Proposals of U.S. Humanists and Scientists. Text. 2020;20:1–28. https://doi.org/10.1515/text.1.2000.20.1.1
- Feng H. A Corpus-Based Study of Research Grant Proposal Abstracts. Perspectives: Working Papers in English and Communication. 2006;17(1):1–24. Available at: https://clck.ru/3Mw6ra (accessed 15.12.2024).
- Flowerdew L. A Genre-Inspired and Lexico-Grammatical Approach for Helping Postgraduate Students Craft Research Grant Proposals. English for Specific Purposes. 2016;42:1–12. https://doi.org/10.1016/j.esp.2015.10.001
- Nuzha I.V., Smirnova N.V., Shchemeleva I.Yu. Research Proposals in English: Corpus-Based Genre Analysis. Tomsk State University Journal of Philology. 2019;(68):58–84. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17223/19986645/68/4
- Yin B. An Exploratory Genre Analysis of Three Graduate Degree Research Proposals in Applied Linguistics. Functional Linguistics. 2016;3:7. https://doi.org/10.1186/s40554-016-0032-2
- Boginskaya O.A. A Comparison of Explicit and Implicit Approaches to EAP Teaching to Postgraduate Students. Higher Education in Russia. 2024;33(2):148–161. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-148-161
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.