PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.230-242

EDN: https://elibrary.ru/habfbn

УДК 378.141

 

Особенности учебных стратегий, барьеров и мотивации китайских студентов в русскоязычной среде и в Китае

Брем Наталья Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Новосибирского государственного технического университета (630073, Российская Федерация, г. Новосибирск, пр-т Карла Маркса, д. 20), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6793-7154, SPIN-код: 1222-9362, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дубровская Елена Михайловна
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Новосибирского государственного технического университета (630073, Российская Федерация, г. Новосибирск, пр-т Карла Маркса, д. 20), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5239-8995, Scopus ID: 58613983800, Researcher ID: AFG-0447-2022, SPIN-код: 9821-8529, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Увеличение числа студентов, получающих образование за границей на иностранном языке (в том числе и русском) стимулирует исследовательский интерес в сфере лингводидактики. Особое внимание следует уделить погружению в языковую среду, его целесообразности для освоения иностранного языка с учетом материальных и временных затрат. Цель исследования – изучить специфику барьеров, особенности учебных стратегий и мотивацию к изучению языка студентов в языковой среде и вне ее.
Материалы и методы. В выборку вошли 228 китайских студентов. Основным методом исследования выступил опрос. Мотивация была изучена с помощью теста-опросника Р. Гарднера, барьеры проанализированы с использованием теста-опросника «Диагностика барьеров при изучении иностранного языка», учебные стратегии исследованы посредством опросника SILL. Точность результатов обеспечена проведением пилотной диагностики, анализом репрезентативности вопросов, проверкой критериальной валидности, контролем времени выполнения тестов. Полученные данные обработаны с помощью альфа Кронбаха и t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Значительных различий в отношении учебных трудностей китайских студентов, изучающих русский язык в России и Китае, не обнаружено. Однако студенты, обучающиеся в России, легче осваивают речевые модели, более уверены в своих силах, ответственно относятся к систематизации полученных знаний. Наблюдается влияние языковой среды на учебные стратегии и мотивацию: частое использование учебных стратегий студентами в России, периодическое – обучающимися в Китае. Общий уровень мотивации в языковой среде составил 5,96 баллов, в Китае – 5,14.
Обсуждение и заключение. Статья вносит вклад в понимание значения языковой среды при обучении иностранным языкам на современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного. Исследование раскрывает основные учебные мотивы китайских студентов, изучающих русский язык, и иллюстрирует динамику развития их учебно-стратегической компетентности.

Ключевые слова: языковое погружение, стратегическая компетентность, учебные барьеры, социальная адаптация, мотивация, русский язык как иностранный

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность преподавателям русского языка факультета центральной и восточной Европы Школы иностранных языков Чэнду за оказанную помощь в тестировании студентов в Китае, а также кафедре стажировки зарубежных специалистов Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Брем Н.С., Дубровская Е.М. Особенности учебных стратегий, барьеров и мотивации китайских студентов в русскоязычной среде и в Китае. Интеграция образования. 2025;29(2):230–242. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.230-242

Вклад авторов:
Н. С. Брем – разработка концепции исследования; применение формальных методов для анализа данных исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи; внесение замечаний и исправлений.
Е. М. Дубровская – применение формальных методов для анализа данных исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; проверка воспроизводимости результатов исследования в рамках основных или дополнительных задач работы; внесение замечаний и исправлений.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 13.09.2024;
одобрена после рецензирования 11.12.2024;
принята к публикации 18.12.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Hifni H., Fahriany F. The Influence of Studying Abroad on Word-Production Acquisition and Intercultural Growth of Indonesian EFL Learner. Leksika: Jurnal Bahasa, Sastra dan Pengajarannya. 2022;16(1):1–10. https://doi.org/10.30595/lks.v16i1.10667
  2. Higuchi Y., Nakamuro M., Roever C., Sasaki M., Yashima T. Impact of Studying Abroad on Language Skill Development: Regression Discontinuity Evidence from Japanese University Students. Journal of the Japanese and International Economies. 2023;70:101284. https://doi.org/10.1016/j.jjie.2023.101284
  3. Borràs J., Llanes À. Re-Examining the Impact of Study Abroad on L2 Development: A Critical Overview. The Language Learning Journal. 2021;49(5):527–540. https://doi.org/10.1080/09571736.2019.1642941
  4. Shintani N., Ellis R. The Roles of Language Proficiency and Study Abroad in Japanese Students’ Receptive Pragmatic Competence. Applied Pragmatics. 2022;4(1):1–32. https://doi.org/10.1075/ap.20011.shi
  5. Musa F., Yunus M.M., Othman Z. The English Communication Experiences of Accounting Undergraduates during Internships. Theory and Practice in Language Studies. 2023;4(13):901–910. https://doi.org/10.17507/tpls.1304.11
  6. Chan W.M., Chan D.K.G., Chi S.W., Chin K.N., Klayklueng S., Saito Y. Short-Term In-Country Language Immersion and the Intercultural Development of Foreign Language Students. Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2020;17(1):25–49. https://doi.org/10.56040/cwmc1713
  7. Isabelli-García C., Bown J., Plews J.L., Dewey D.P. Language Learning and Study Abroad. Language Teaching. 2018;51(4):439–484. https://doi.org/10.1017/S026144481800023X
  8. Sauer L., Ellis R. The Social Lives of Adolescent Study Abroad Learners and Their L2 Development. The Modern Language Journal. 2019;103(4):739–762. https://doi.org/10.1111/modl.12589
  9. Dewey D.P. Japanese Vocabulary Acquisition by Learners in Three Contexts. Frontiers: The Interdisciplinary Journal of SA. 2008;15(1):127–148. http://dx.doi.org/10.36366/frontiers.v15i1.223
  10. Borràs J., Llanes À. L2 Reading and Vocabulary Development after a Short Study Abroad Experience. Vigo International Journal of Applied Linguistics. 2020;(17):35–55. http://dx.doi.org/10.35869/vial.v0i17.1464
  11. Kriegbaum K., Becker N., Spinath B. The Relative Importance of Intelligence and Motivation as Predictors of School Achievement: A Meta-Analysis. Educational Research Review. 2018;25:120–148. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.10.001
  12. Редькина Л.В., Абдалина Л.В. Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента. Социально-экономические явления и процессы. 2010;(5):192–194. https://elibrary.ru/mxqkjt
  13. Allen H.W., Herron C. A Mixed‐Methodology Investigation of the Linguistic and Affective Outcomes of Summer Study Abroad. Foreign Language Annals. 2003;36(3):370–385. http://dx.doi.org/10.1111/j.1944-9720.2003.tb02120.x
  14. Sailabada A., Soontornwipast K. Students’ Lived Experiences in English Program in a Thai Primary School: A Phenomenological Study. LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network. 2023;16(1):631–651. Available at: https://so04.tci-thaijo.org/index.php/LEARN/article/view/263459 (accessed 10.08.2024).
  15. Sun L.G., Wudthayagorn J. Investigating Beliefs, Attitudes and Motivation toward English Language Learning among Thai and Chinese Undergraduate Students in Different Study Programs. LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network. 2024;17(1):734–758. Available at: https://so04.tci-thaijo.org/index.php/LEARN/article/view/270441 (accessed 10.08.2024).
  16. Okunishi Y., Tanaka T. Difficulties and Coping Behaviors in Interpersonal Relationship Formation among Japanese Students in France: Implications for Cross-Cultural Social Skills for Studying Abroad in France. Journal of Culture and Values in Education. 2023;6(2):66–84. https://doi.org/10.46303/jcve.2023.9
  17. Thompson A.S., Lee J. The Impact of Experience Abroad and Language Proficiency on Language Learning Anxiety. TESOL Quarterly. 2014;48(2):252–274. https://doi.org/10.1002/tesq.125
  18. Lafford B.A. The Effect of the Context of Learning on the Use of Communication Strategies by Learners of Spanish as a Second Language. Studies in Second Language Acquisition. 2004;26(2):201–225. Available at: https://sci-hub.ru/10.1017/s0272263104262039 (accessed 10.08.2024).
  19. Paige R.M., Cohen A.D., Shively R.L. Assessing the Impact of a Strategies-Based Curriculum on Language and Culture Learning Abroad. Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. 2004;(10):253–276. http://dx.doi.org/10.36366/frontiers.v10i1.144
  20. Pawlak M., Csizer K., Soto A. Interrelationships of Motivation, Self-Efficacy and Self-Regulatory Strategy Use: An Investigation into Study Abroad Experiences. System. 2020;93:102300. https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102300
  21. Sung K.Y., Guo W. Intercultural Competence in the Chinese-Speaking Study Abroad Context. Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2020;17(1):231–242. http://dx.doi.org/10.56040/sugu1721
  22. Róg T. Language and Culture Learning Strategies in a Study Abroad Context. Neofilolog. 2018;(46/1):11–27. https://doi.org/10.14746/n.2016.46.1.02
  23. Tanaka K., Ellis R. Study-Abroad, Language Proficiency and Learner Beliefs about Language Learning. JALT Journal. 2003;25(1):63–85. https://doi.org/10.37546/JALTJJ25.1-3
  24. Amuzie G.L., Winke P. Changes in Language Learning Beliefs as a Result of Study Abroad. System. 2009;37(3):366–379. https://doi.org/10.1016/j.system.2009.02.011
  25. Ma A., Wong R.M.H., Lam W.Y.K. Profiling Language and Сulture Strategy Use Patterns of ESL Student Teachers in Study Abroad by Using Self-Reported Data. Pedagogy, Culture and Society. 2015;23(1):107–131. https://doi.org/10.1080/14681366.2014.922121
  26. Staehlin R.B., Brannen W. Initial Investigation on the Effects of Study Abroad Programs on English Language Acquisition Motivation for University Students. The Journal of Morioka University. 2020;(37):23–31. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/354356716.pdf (accessed 10.08.2024).
  27. Kang D.M. The Effects of Study-Abroad Experiences on EFL Learners’ Willingness to Communicate, Speaking Abilities, and Participation in Classroom Interaction. System. 2014;42:319–332. https://doi.org/10.1016/j.system.2013.12.025
  28. Gu H., Nikitina L., Kaur J. Chinese Students’ Beliefs about English Language and Their L2 Motivation. Integration of Education. 2022;26(1):42–54. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.042-054

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License