PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.132-153

EDN: https://elibrary.ru/zrxdde

УДК 37.043.2-055.1/.-057.21

 

Навыки специалиста по обучению и развитию: интеграция образования и бизнеса

Коршунов Илья Алексеевич
кандидат химических наук, доцент, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых, ведущий научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0706-0308, Scopus ID: 57201132401, Researcher ID: Q-8721-2018, SPIN-код: 5543-7218, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ширкова Наталия Николаевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лабораториии непрерывного образования взрослых Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4040-024X, Scopus ID: 57206181624, Researcher ID: W-3808-2018, SPIN-код: 9169-6211, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Миронова Юлия Павловна
кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-7485-9373, SPIN-код: 8416-2911, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Несмотря на увеличивающийся спрос на обучение работников предприятий, отсутствуют работы, посвященные комплексному анализу требований работодателей к навыкам специалистов по обучению и развитию персонала в российских компаниях с учетом отраслевой специфики, территориальных различий и функциональных особенностей направлений деятельности. Цель исследования – изучить запрос работодателей на навыки специалистов, организующих обучение и развитие персонала в российских компаниях.
Материалы и методы. В ходе работы проанализированы научные, аналитические и корпоративные публикации отечественных и зарубежных ученых, результаты исследований, статистические данные и отчеты о трендах корпоративного обучения; осуществлен контент-анализ вакансий специалиста по обучению и развитию персонала для выделения профессиональных и надпрофессиональных навыков с помощью отечественного аналитического агрегатора вакансий «Роснавык»; проведена кластеризация вакансий по различным диапазонам предлагаемой заработной платы на основе платформы «HeadHunter»; описаны взаимосвязи доли вакансий и валового регионального продукта на душу населения в российских субъектах с помощью открытых данных Росстата.
Результаты исследования. Установлено увеличение спроса на специалистов по обучению и развитию персонала в крупных компаниях и необходимости развития их профессиональных навыков. Анализ данных о вакансиях демонстрирует наличие двух зарплатных групп: линейный специалист и руководитель. Изучение отраслевого спроса на специалистов по обучению и развитию выявило превалирующую долю таких вакансий в третичном секторе экономике, что соответствует высокой обновляемости персонала в данных отраслях и актуальности его обучения, ориентированного на предоставление услуг населению. Исследование территориального спроса на специалистов по обучению и развитию определило регионы-лидеры по наибольшей доле этих вакансий и отметило их соответствие перечню регионов с развитой экономикой.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности для руководителей компаний, HR-специалистов и специалистов по обучению и развитию оценить текущие требования к сотрудникам в сфере обучения и развития в России и сравнить их с мировыми тенденциями. Исследование будет полезно образовательным учреждениям, разрабатывающим программы подготовки специалистов по обучению и развитию, может послужить основой разработки отдельного профессионального стандарта специалиста по обучению и развитию.

Ключевые слова: специалист по обучению и развитию, профессиональные и надпрофессиональные навыки, тренды обучения, экономика региона, развитие персонала в российских компаниях

Финансирование: статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования РФ (№ 075-15-2022-325 от 25.04.2022 г.).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Миронова Ю.П. Навыки специалиста по обучению и развитию: интеграция образования и бизнеса. Интеграция образования. 2025;29(1):132–153. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.132-153

Заявленный вклад авторов:
И. А. Коршунов – формулирование замысла исследования; разработка методологии исследования; визуализация результатов исследования.
Н. Н. Ширкова – формулирование замысла исследования; разработка методологии исследования; написание черновика рукописи; критический анализ черновика рукописи.
Ю. П. Миронова – написание черновика рукописи; применение статистических методов для анализа исследования; визуализация результатов исследования.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 27.09.2024;
одобрена после рецензирования 28.12.2024;
принята к публикации 09.01.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидорина Т.Ю., Глебов О.А., Сидельников И.А. Автоматизация и искусственный интеллект в трудовых практиках. Журнал исследований социальной политики. 2022;20(3):433–444. https:// doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-433-444 Sidorina T.Yu., Glebov O.A., Sidelnikov I.A. Automation and Artificial Intelligence in Labor Practices. The Journal of Social Policy Research. 2022;20(3):433–444. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-433-444

2. Бабич Н.С., Иващенкова Н.В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социо- когнитивный анализ проблемы интеграции. Интеграция образования. 2024;28(1):68–80. https:// doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080 Babich N.S., Ivashchenkova N.V. Competencies in Higher Education and the Labor Market: A Sociocognitive Analysis of the Problem of Integration. Integration of Education. 2024;28(1):68–80. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080

3. Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Найденова Л.И., Супиков В.Н., Сеидов Ш.Г. Дополнительное профессиональное образование как условие повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Интеграция образования. 2022;26(1):111–129. https://doi.org/10.15507/1991- 9468.106.026.202201.111-129 Tuguskina G.N., Rozhkova L.V., Naydenova L.I., Supikov V.N., Seidov Sh.G. Continuing Education as a Condition for Increasing Specialists’ Competitiveness in the Labor Market. Integration of Education. 2022;26(1):111–129. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991- 9468.106.026.202201.111-129

4. Юрасова М.В. Обучение в бизнес-организациях. Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2023;29(3):166–196. https://doi.org/10.24290/1029-3736- 2023-29-3-166-196 Yurasova M.V. Education in Business Organizations. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2023;29(3):166–196. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24290/1029- 3736-2023-29-3-166-196

5. Wash G.L. Improving Employee Performance through Corporate Education. Journal of Business and Educational Leadership. 2023;13(1). https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4341798

6. Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Современные тренды в системе адаптации персонала. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022;11(1):29–35. https:// doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-1-29-35 Kashtanova E.V., Lobacheva A.S. Modern Trends in the Personnel Adaptation System. Management of the Personnel and Intellectual Resources in Russia. 2022;11(1):29–35. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.12737/2305-7807-2022-11-1-29-35

7. Шепель М.О., Велединская С.Б., Дийская Е.А., Фещенко А.В,, Коршунов И.А., Ширкова Н.Н. Микроквалификационные программы в университетах: новая образовательная траектория для обучения взрослого населения. Высшее образование в России. 2024;33(11):29–55. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-29-55 Shepel M.O., Veledinskaya S.B., Diyskaya E.A., Feshchenko A.V., Korshunov I.A., Shirkova N.N. Micro-Qualification Programs at Universities: A New Educational Trajectory for Adult Education. Higher Education in Russia. 2024;33(11):29–55. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2024-33-11-29-55

8. Garavan T.N., Darcy C., Bierema L.L. Learning and Development in Highly Dynamic VUCA Contexts: A New Framework for the L&D Function. Personnel Review. 2024;53(3):641–656. https:// doi.org/10.1108/PR-03-2024-0284

9. Awasthi S., Kumar S. Need for Employee Development in Employee Performance: A Present Scenario. International Journal of Management and Social Sciences. 2016;4(6):66–73. Available at: https:// clck.ru/3GUfB6 (accessed 14.09.2024).

10. Татаринов К.А., Ленский И.А. Обучение предпринимателей и сотрудников компаний малого бизнеса. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(2):152–155. URL: https:// landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-2.pdf (дата обращения: 14.09.2024). Tatarinov K.A., Lensky I.A. Training Entrepreneurs and Employees of Small Business Companies. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020;9(2):152–155. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-2.pdf (accessed 14.09.2024).

11. Morandini S., Fraboni F., De Angelis M., Puzzo G., Giusino D., Pietrantoni L. The Impact of Artificial Intelligence on Workers’ Skills: Upskilling and Reskilling in Organisations. Informing Science: The International Journal of an Emerging Transdiscipline. 2023;26:39–68. https:// doi.org/10.28945/5078

12. Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Построение технологии управления талантами в организации. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2023;12(1):33–37. https:// doi.org/10.12737/2305-7807-2023-12-1-33-37 Kashtanova E.V., Lobacheva A.S. Building Talent Management Technology in an Organization. Management of the Personnel and Intellectual Resources in Russia. 2023;12(1):33–37. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.12737/2305-7807-2023-12-1-33-37

13. Герасимова Ю.О., Уртенова П.Р., Кулиева А.В. Вовлеченность в онлайн-обучение через призму образовательного опыта взрослых. Вопросы образования. 2023;(4):85–111. https://doi.org/10.17323/ vo-2023-16315 Gerasimova Iu.O., Urtenova P.R., Kulieva A.V. Engagement in Online Learning Through the Lens of Adults’ Learning Experience. Educational Studies Moscow. 2023;(4):85–111. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17323/vo-2023-16315

14. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Мелкая Л.А. Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций. Высшее образование в России. 2022;31(8–9):58–78. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-58-78 Bordovskaya N.V., Koshkina E.A., Tikhomirova M.A., Melkaya L.A. Blended Educational Technologies in Higher Education: Systematic Review of Domestic Publications. Higher Education in Russia. 2022;31(8–9):58–78. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-58-78

15. Проказина Н.В. EdTech в социологическом образовании: вызовы и возможности, риски и решения. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2024;24(1):165–175. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-165-175 Prokazina N.V. Edech in Sociological Education: Challenges and Opportunities, Risks and Solutions. RUDN Journal of Sociology. 2024;24(1):165–175. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.22363/2313- 2272-2024-24-1-165-175

16. Мантуленко В.В. Осмысление опыта цифровизации российского образования: актуальные вызовы и задачи. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023;(3):109–121. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11019 Mantulenko V.V. Comprehension of the Digitalization Practice in the Russian Education: Actual Challenges and Tasks. Scientific-Methodological Electronic Journal “Koncept”. 2023;(3):109–121. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11019

17. Назайкинский С.В. Актуальные проблемы трансформации обучения персонала в организации. Вестник РГГУ. Сер. «Экономика. Управление. Право». 2018;(3):23–34. URL: https://economics. rsuh.ru/jour/article/view/163 (дата обращения: 14.09.2024). Nazaikinskiy S.V. Current Issues of Transformation in Personnel Training in Organizations. RSUH/ RGGU Bulletin. “Economics. Management. Law” Series. 2018;(3):23–34. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://economics.rsuh.ru/jour/article/view/163 (accessed 14.09.2024).

18. Коршунов И.А., Тюнин А.М., Ширкова Н.Н., Мирошников М.С., Фролова О.А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021;(2):286–314. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627 Korshunov I.A., Tyunin A.M., Shirkova N.N., Miroshnikov M.S., Frolova O.A. How Adults Learn: Factors Influencing the Choice of Educational Programs. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2021;(2):286–314. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627

19. Чеглакова Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций. Экономическая социология. 2011;12(2):80–98. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1259552522/ecsoc_t12_n2.pdf#page=80 (дата обращения: 14.09.2024). Chеglakova L.M. Mentorship: New Outlines of Organization of Social Environment for Personnel Training and Development in the Large Industrial Companies. Journal of Economic Sociology. 2011;12(2):80–98. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1259552522/ecsoc_t12_ n2.pdf#page=80 (accessed 14.09.2024).

20. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ястребов А.А., Иванов А.Д. Наставник в современной компании: требования и подготовка. Московский экономический журнал. 2019;(12):825–832. URL: https:// qje.su/ru/storage/view/142350 (дата обращения: 14.09.2024). Prokhorova M.P., Lebedeva T.E., Yastrebov A.A., Ivanov A.D. Mentor in a Modern Company: Requirements and Preparation. Moscow Economic Journal. 2019;(12):825–832. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://qje.su/ru/storage/view/142350 (accessed 14.09.2024).

21. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России. Образование и наука. 2024;26(5):124–151. https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-124-151 Tikhonova N.V., Ratner F.L., Vergasova I.Ya. Mentoring in Education: An Analysis of International Practices and Their Implementation in Russia. The Education and Science Journal. 2024;26(5):124–151. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-124-151

22. Калинин А.Ф., Исаева С.В. Повышение эффективности и управляемости процесса производствен- ного наставничества через классификацию его видов. Креативная экономика. 2021;15(5):1869–1882. https://doi.org/10.18334/ce.15.5.112012 Kalinin A.F., Isaeva S.V. Improving the Efficiency and Manageability of the Industrial Mentoring Process through the Classification of Its Types. Creative Economy. 2021;15(5):1869–1882. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18334/ce.15.5.112012

23. Перевалова О.С., Баркалов С.А., Балашова Н.А. Оптимизация процедуры наставничества в организационных системах. Вестник ЮУрГУ. Сер. «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2022;22(4):85–95. http://dx.doi.org/10.14529/ctcr220409 Perevalova O.S., Barkalov S.A., Balashova N.A. Optimization of the Mentoring Procedure in Organizational Systems. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics. 2022;22(4):85–95. (In Russ., abstract in Eng.) http://dx.doi.org/10.14529/ ctcr220409

24. Зорина И.А. Роль наставника в современном обществе: обзор социологических исследований. Управленческое консультирование. 2023;(11):140–148. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023- 11-140-148 Zorina I.A. The Role of a Mentor in Modern Society: A Review of Sociological Research. Administrative Consulting. 2023;(11):140–148. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023- 11-140-148

25. Ambele R., Kaijage Sh., Dida M.A., Trojer L., Kyando N. A Review of the Development Trend of Personalized Learning Technologies and Its Applications. International Journal of Advances in Scientific Research and Engineering. 2022;8(11):75–91. https://doi.org/10.31695/IJASRE.2022.8.11.9

26. Tran T.Q., De N., Toai N.V. Developing an Adaptive Learning Platform Based on Artificial Intelligence (AI) to Personalize the Learning Experience. International Journal of Management and Organizational Research. 2024;3(3):34–38. https://doi.org/10.54660/IJMOR.2024.3.3.34-38

27. Смирнов Д.Ю. Проблемы профессиональной подготовки персонала в бизнес-школе крупной корпорации. Вестник РМАТ. 2022;(4):121–128. URL: https://rmat.ru/wyswyg/ file/1dokyment_2022/2022-4.pdf (дата обращения: 14.09.2024). Smirnov D.Yu. Problems of Professional Education of Personnel in the Business School of a Large Corporation. Vestnik RIAT. 2022;(4):121–128. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://rmat.ru/ wyswyg/file/1dokyment_2022/2022-4.pdf (accessed 14.09.2024).

28. Резер Т.М. Методология организации профессионального обучения граждан старшего возраста: общая концепция. Образование и наука. 2021;23(4):11–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2021-4-11-42 Rezer T.M. Methodology for the Organisation of Professional Training of Senior Citizens: General Concept. The Education and Science Journal. 2021;23(4):11–42. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2021-4-11-42

29. Касьянова Т.И., Воронина Л.И., Резер Т.М. Образовательный потенциал российских граждан пожилого возраста. Образование и наука. 2020;2(22):121–141. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2020-2-121-142 Kasyanova Т.I., Voronina L.I., Rezer T.M. Educational Potential of Russian Senior Citizens. The Education and Science Journal. 2020;2(22):121–141. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2020-2-121-142

30. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Профессиональное образование для людей «серебряного воз- раста». Образование и наука. 2019;21(10):59–88. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-59-88 Ambarova P.A., Zborovsky G.E. Vocational Education for People of the Third Age. The Education and Science Journal. 2019;21(10):59–88. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2019-10-59-88

31. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Сорокин П.С. Запрос работодателей на самостоятельность со- трудников: анализ открытых вакансий. Социологические исследования. 2024;(1):85–96. https:// doi.org/10.31857/S0132162524010085 Korshunov I.A., Shirkova N.N., Sorokin P.S. Employers’ Request for Employee Independence: Analysis of Vacancies on Recruiting Sites. Sociological Studies. 2024;(1):85–96. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S0132162524010085

32. Трегубова Т.М., Айнутдинова И.Н., Айнутдинова К.А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов. Ярославский педагогический вест- ник. 2022;(4):66–74. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-66-74 Tregubova T.M., Aynutdinova I.N., Aynutdinova K.A. Implementation of Multimodal Forms of Blended Learning in the Educational Programs of Universities. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2022;(4):66–74. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-66-74

33. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидак- тическая типология. Высшее образование в России. 2021;30(5):44–64. https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2021-30-5-44-64 Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Models of Blended Learning: Organizational and Didactic Typology. Higher Education in Russia. 2021;30(5):44–64. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64

34. Глебова Л.Н., Платонова Ю.А. Мультимодальный образовательный текст массовых откры- тых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента. Научный диалог. 2016;(10):338–348. EDN: WWYHJP Glebova L.N., Platonova Yu.A. Multimodal Educational Text of Mass Open Online Courses (MOOC): Recommendations for Content Visualization. Scientific Dialogue. 2016;(10):338–348. (In Russ., abstract in Eng.). EDN: WWYHJP

35. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Авдеен- ко Н.А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? Образовательная политика. 2019;79(3):50–62. URL: https://edpolicy.ranepa.ru/form-and-evaluate (дата обращения: 14.09.2024). Pinskaya M.A., Mikhailova A.M., Rydze O.A., Denishcheva L.O., Krasnanskaya K.A., Avdeenko N.A. Skills of the XXI Century: How to Shape and Evaluate in the Lesson? Educational Policy. 2019;79(3):50–62. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://edpolicy.ranepa.ru/form-and-evaluate (accessed 14.09.2024).

36. Бондаренко Н.В. Вклад компаний в накопление человеческого капитала: межстрановый анализ. Форсайт. 2015;9(2):22–37. URL: https://foresight-journal.hse.ru/article/view/19267 (дата обращения: 14.09.2024). Bondarenko N. The Role of Companies in Human Capital Accumulation: Cross-Country Analysis. Foresight-Russia. 2015;9(2):22–37. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https:// foresight-journal.hse.ru/article/view/19267 (accessed 14.09.2024).

37. Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Экспертная оценка места университета в экосистеме образования взрослых. Высшее образование в России. 2024;33(4):9–32. https://doi.org/10.31992/0869-3617- 2024-33-4-9-32 Efimova G.Z., Semenov M.Yu. Expert Evaluation of University’s Place in the Adult Education Ecosystem. Higher Education in Russia. 2024;33(4):9–32. (In Russ., abstract In Eng.) https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2024-33-4-9-32

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License