DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.114-131
EDN: https://elibrary.ru/mcpwtu
УДК 004.9-027.45:303-053.6
Цифровая безопасность подростков: социологический анализ
Ушкин Сергей Геннадьевич
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра социально-экономического мониторинга (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а), исследовательский менеджер Всероссийского центра изучения общественного мнения (119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 38), младший научный сотрудник МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4317-6615, Scopus ID: 55489629800, Researcher ID: E-7455-2017, SPIN-код: 1894-6660, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Коваль Екатерина Александровна
доктор философских наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (430003, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 6), профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0069-5335, Scopus ID: 57202425856, Researcher ID: A-5797-2015, SPIN-код: 7939-4818, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мартынова Марина Дмитриевна
кандидат философских наук, доцент МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1244-9721, Scopus ID: 57225145640, Researcher ID: HKN-1837-2023, SPIN-код: 1287-0833, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Рост объемов персональных данных, размещаемых пользователями на платформах социальных сетей, интенсификация сбора пользовательского контента для машинного обучения представляет собой значимый вызов информационного общества. Влияние новых цифровых инструментов на стратегии обеспечения пользователями своей безопасности в сети Интернет требует тщательного изучения. В фокусе работы – подростки, которые представляют одну из рискогенных групп. Цель исследования – определение представлений подростков об опасениях, связанных с их персональными данными, а также их сравнение в двух разных российских регионах.
Материалы и методы. Эмпирическая база представлена данными социологического исследования, проведенного в 2023–2024 гг. методом онлайн-опроса среди учащихся 8–11 классов в двух российских регионах – Республике Мордовия и Донецкой Народной Республике. Выборка квотная, репрезентирует каждый из регионов по отдельности.
Результаты исследования. Полученные результаты демонстрируют беспокойство половины опрошенных относительно сбора персональных данных. Преобладающая часть респондентов негативно относится к попаданию данных и размещаемого контента в большие массивы и использованию для машинного обучения. Российские подростки амбивалентно относятся к конфиденциальности в цифровом пространстве. Фиксируется «парадокс конфиденциальности», когда пользователи, осознавая негативные последствия, продолжают размещать информацию о себе с целью сиюминутной выгоды. Сбор данных для обучения нейросетей воспринимается отрицательно. Забота о цифровой безопасности не является распространенной практикой, что релевантно для подростков обоих регионов, хотя школьники из Донецкой Народной Республики испытывают по этому поводу повышенную тревожность.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть использованы для разработки образовательных программ и практических рекомендаций, направленных на повышение цифровой грамотности и формирование осознанных практик защиты персональных данных среди подростков, что является ключевым в условиях ведения гибридных войн и распространения мошеннических действий в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: цифровая безопасность школьников, цифровые риски, защита персональных данных, большие данные, парадокс конфиденциальности, иллюзия приватности, большие языковые модели
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01288 (https://rscf.ru/project/23-28-01288/).
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за аргументированные замечания и рекомендации по доработке статьи; студентам МГУ им. Н. П. Огарёва Асташовой Е., Вдовиной А., Кастолиной А., Квашенковой Е., Лысенковой В., Самосудову Е. за организацию полевого этапа исследования в Республике Мордовия, студенту Донецкого государственного университета Занину Е. – в Донецкой Народной Республике.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ушкин С.Г., Коваль Е.А., Мартынова М.Д. Цифровая безопасность подростков: социологический анализ. Интеграция образования. 2025;29(1):114–131. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202501.114-131
Заявленный вклад авторов:
С. Г. Ушкин – разработка концепции исследования; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи.
Е. А. Коваль – разработка методологии исследования; проведение исследования; критический анализ черновика рукописи.
М. Д. Мартынова – управление планированием и проведением исследования; написание черновика рукописи, критический анализ черновика рукописи.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 30.07.2024;
одобрена после рецензирования 04.10.2024;
принята к публикации 11.10.2024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей под- ростками. Социологические исследования. 2015;(5):123–130. URL: https://www.socis.isras.ru/ article/5226 (дата обращения: 19.06.2024). Gourkina O.A., Maltseva D.V. [Adolescents’ Motivations to Use Virtual Social Networking Sites]. Sociological Studies. 2015;(5):123–130. (In Russ.) Available at: https://www.socis.isras.ru/ article/5226 (accessed 19.06.2024).
2. Barnes S.B. A Privacy Paradox: Social Networking in the United States. First Monday. 2006;11(9):1394. https://doi.org/10.5210/fm.v11i9.1394
3. Youn S. Parental Influence and Teens’ Attitude toward Online Privacy Protection. Journal of Consumer Affairs. 2008;42(3):362–388. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2008.00113.x
4. Мальцева Н.Н., Новак М.В. Медиаграмотность, безопасность и социализация личности в циф- ровом пространстве: обзор отечественной и зарубежной аналитики. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023;9(1):207–212. URL: https://rrhumanities.ru/ journal/article/3027/ (дата обращения: 14.07.2024). Maltseva N.N., Novak M.V. Media Literacy, Security and Socialization of the Individual in the Digital Space: Overview Analytics. Research Result. Social Studies and Humanities. 2023;9(1):207–212. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://rrhumanities.ru/journal/article/3027/ (accessed 14.07.2024).
5. Tomczyk Ł., Eger L. Online Safety as a New Component of Digital Literacy for Young People. Integration of Education. 2020;24(2):172–184. https://doi.org/10.15507/1991- 9468.099.024.202002.172-184
6. Филиппов В.М., Насонкин В.В., Папачараламбоус Ч. Права и интересы детей в информацион- ной сфере: реформирование законодательства. Вестник Санкт-Петербургского университе- та. Право. 2019;10(2):362–372. https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.211 Filippov V.M., Nasonkin V.V., Papacharalambous C. Rights and Interests of Children in the Information Sphere: Improvement of Legislation. Vestnik of Saint-Petersburg University. Law. 2019;10(2):362–372. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.211
7. Young S. Zoombombing Your Toddler: User Experience and the Communication of Zoom’s Privacy Crisis. Journal of Business and Technical Communication. 2020;35(1):147–153. http:// dx.doi.org/10.1177/1050651920959201
8. Semantha F.H., Azam S., Shanmugam B., Yeo K.C. PbDinEHR: A Novel Privacy by Design Developed Framework Using Distributed Data Storage and Sharing for Secure and Scalable Electronic Health Records Management. Journal of Sensor and Actuator Networks. 2023;12(2):36. https://doi.org/10.3390/jsan12020036
9. Ушкин С.Г. Практики сбора персональных данных и их восприятие в общественном со- знании. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;(77):251–261. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/ koha:001145764?y=0&x=0 (дата обращения: 14.07.2024). Ushkin S.G. Practices of Collecting Personal Data and Their Perception in the Public Consciousness. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024;(77):251–261. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/ koha:001145764?y=0&x=0 (accessed 14.07.2024).
10. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Персональные данные и дети: вопросы безопасности. Эпоха науки. 2017;(12):92–102. URL: http://eraofscience.com/EofS/Vypyski2017/December2017g/12- dekabr_2017_g..pdf#page=93 (дата обращения: 14.07.2024). Soldatova G.U., Teslavskaya O.I. Personal Data and Children: Issues of Safety. Epokha nauki. 2017;(12):92–102. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: http://eraofscience.com/EofS/ Vypyski2017/December2017g/12-dekabr_2017_g..pdf#page=93 (accessed 14.07.2024).
11. Hoffmann A.L. Where Fairness Fails: Data, Algorithms, and the Limits of Antidiscrimination Discourse. Information, Communication and Society. 2019;22(7):900–915. https://doi.org/10.1080/ 1369118X.2019.1573912
12. Мухамадиева К.Б. Искусственный интеллект в развитии молодежи. Образование и проблемы развития общества. 2021;(2):27–33. EDN: DDJAGW Mukhamadieva K.B. Artificial Intelligence in the Development of Youth. Education and Problems of Development of Society. 2021;(2):27–33. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: DDJAGW
13. Медведева М.В. Риски использования нейросетевых технологий в коммуникациях молодежи. Российская школа связей с общественностью. 2023;(30):139–151. https://doi.org/10.24412/2949- 2513-2023-30-139-151 Medvedeva M.V. Risks of Using Neural Network Technologies in Youth Communications. Russian School of Public Relations. 2023;(30):139–151. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.24412/2949-2513-2023-30-139-151
14. Hummel P., Braun M., Dabrock P. Own Data? Ethical Reflections on Data Ownership. Philosophy and Technology. 2021;34:545–572. https://doi.org/10.1007/s13347-020-00404-9
15. Маринова Е.В. Терминотворчество в русскоязычном дискурсе о «цифре». Terra Linguistica. 2023;14(3):61–79. https://doi.org/10.18721/JHSS.14306 Marinova E.V. Terms Creation in the Russian-Language Discourse on “Digit”. Terra Linguistica. 2023;14(3):61–79. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18721/JHSS.14306
16. Бегишев И. Cемантический анализ термина «цифровая безопасность». Юрислингвистика. 2021;(20):24–38. https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2005 Begishev I. Semantic Analysis of the Term “Digital Security”. Legal Linguistics. 2021;(20):24–38. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2005
17. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды. Перспективы науки и образования. 2019;(2):167–193. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.14 Boronenko T.A., Kaysina A.V., Fedotova V.S. The Development of Digital Literacy of Schoolchildren in Conditions of Creating a Digital Educational Environment. Perspectives of Science and Education. 2019;(2):167–193. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.14
18. Пинкевич Т.В., Нестеренко А.В. Нарушение неприкосновенности частной жизни при исполь- зовании технологии «Больших данных». Юридическая наука и практика: Вестник Нижего- родской академии МВД России. 2019;2019(3):143–147. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2019- 3-143-147 Pinkevich T.V., Nesterenko A.V. Violation of Privacy When Using Big Data Technologies. Legal Science and Practice: Journal of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019;2019(3):143–147. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.36511/2078-5356- 2019-3-143-147
19. Овчинников А.И., Ахрамеева О.В., Воронцов С.А., Кожокарь И.П., Кравченко А.Г., Мамы- чев А.Ю., и др. Цифровая безопасность личности, общества и государства в условиях гло- бализации: юридические механизмы обеспечения. Обзор сессии в рамках ПМЮФ 2019 г. Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2019;6(2):111–122. URL: https://urvestnikpravo.sfedu.ru/index.php/Vestnikurfaksfedu/issue/view/6 (дата обращения: 14.07.2024). Ovchinnikov A.I., Akhrameeva O.V., Vorontsov S.A., Kozhokar I.P., Kravchenko A.G., Mamychev A.Yu., et al. Digital Security of the Individual, Society and the State in the Context of Globalization: Legal Mechanisms to Ensure. Overview of the Session within the Legal Forum Live Project of the St. Petersburg International Legal Forum 2019. Bulletin of the Law Faculty, Southern Federal University. 2019;6(2):111–122. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https:// urvestnikpravo.sfedu.ru/index.php/Vestnikurfaksfedu/issue/view/6 (accessed 14.07.2024).
20. Селюнина С.В., Горбачева Н.А. Теоретические и практические аспекты обеспечения инфор- мационной безопасности детей и подростков в глобальной сети. Здоровье населения и среда обитания. 2017;(8):11–17. EDN: ZEVTPP Selyunina S.V., Gorbachevа N.A. Theoretical and Practical Aspects of Ensuring Information Security of Children and Teenagers in Global Network. Public Health and Life Environment. 2017;(8):11–17. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZEVTPP
21. Chang V., Golightly L., Xu Q.A., Boonmee T., Liu B.S. Cybersecurity for Children: An Investigation into the Application of Social Media. Enterprise Information Systems. 2023;17(11):2188122. https:// doi.org/10.1080/17517575.2023.2188122
22. Самохина Н.Н. Безопасность личности в интернет-пространстве: установление и защита но- вых границ конфиденциальности. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023;(1):148–154. URL: https://esgi-miet.ru/images/Stati20231/ESGI_2023_1-37_1.indd.pdf (дата обращения: 14.07.2024). Samokhina N.N. Personal Security in the Internet Space: Establishing and Protecting New Boundaries of Privacy. Economic and Social Research. 2023;(1):148–154. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://esgi-miet.ru/images/Stati20231/ESGI_2023_1-37_1.indd.pdf (accessed 14.07.2024).
23. Чеснокова Л.В. Размывание границы между публичностью и приватностью в социальных се- тях и парадокс приватности. Философские проблемы информационных технологий и киберпро- странства. 2021;(2):22–38. https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.2 Chesnokova L.V. Blurring the Line between Publicity and Privacy on Social Media and the Privacy Paradox. Philosophical Problems of IT and Cyberspace. 2021;(2):22–38. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.2
24. Holvoet S., De Jans S., De Wolf R., Hudders L., Herrewijn L. Exploring Teenagers’ Folk Theories and Coping Strategies Regarding Commercial Data Collection and Personalized Advertising. Media and Communication. 2022;10(1):317–328. https://doi.org/10.17645/mac.v10i1.4704
25. Barth S., de Jong M.D.T. The Privacy Paradox – Investigating Discrepancies between Expressed Privacy Concerns and Actual Online Behavior – A Systematic Literature Review. Telematics and Informatics. 2017;34(7):1038–1058. https://doi.org/10.1016/j.tele.2017.04.013
26. Park Y.J. Digital Literacy and Privacy Behavior Online. Communication Research. 2013;40(2):215–236. https://doi.org/10.1177/0093650211418338
27. Wisniewski P. The Privacy Paradox of Adolescent Online Safety: A Matter of Risk Prevention or Risk Resilience? IEEE Security and Privacy. 2018;16(2):86–90. https://doi.org/10.1109/ MSP.2018.1870874
28. Руденкин Д.В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской мо- лодежи: итоги социологического исследования. Социодинамика. 2022;(1):36–55. https:// doi.org/10.25136/2409-7144.2022.1.37487 Rudenkin D. The Level of Development of Digital Hygiene Skills of Modern Russian Youth: The Results Sociological Research. Sociodynamics. 2022;(1):36–55. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.25136/2409-7144.2022.1.37487
29. Maier E., Doerk M., Reimer U., Baldauf M. Digital Natives Aren’t Concerned Much about Privacy, or Are They? i-com. 2023;22(1):83–98. https://doi.org/10.1515/icom-2022-0041 30. Vespoli G., Taddei B., Imbimbo E., De Luca L., Nocentini A. The Concept of Privacy in the Digital World According to Teenagers. Journal of Public Health. 2024. https://doi.org/10.1007/s10389- 024-02242-x
31. Костина С.Н., Новикова О.Н. Как старшие подростки оценивают влияние цифровых техноло- гий на учебную деятельность? Вестник Томского государственного университета. Филосо- фия. Социология. Политология. 2023;(74):190–205. EDN: JGXWML Kostina S.N., Novikova O.N. Impact of Digital Technologies on Learning Activities of Adolescents. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023;(74):190–205. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: JGXWML
32. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В, Пежемская Ю.С. Психологические проблемы подростков и интернет-среда: диагностика и способы совладания. Вестник Рос- сийского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023;(3):72–85. URL: https://www.rfbr.ru/storage/library/vestnik/pdf/60ec69f0960d62e139cea159f 61fdc2c.pdf (дата обращения: 14.07.2024). Regush L.A., Alexeyeva E.V., Veretina O.R., Orlova A.V., Pezhemskaya Yu.S. Internet-Related Psy- chological Issues in Adolescents: Diagnosis and Coping Strategies. Russian Foundation for Basic Research Journal. Humanities and Social Sciences. 2023;(3):72–85. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://www.rfbr.ru/storage/library/vestnik/pdf/60ec69f0960d62e139cea159f61fdc2c.pdf (accessed 14.07.2024).
33. Каркищенко Е.А. Анкетные данные в социальной сети как репрезентация гендерной идентич- ности подростка. Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2013;(3):160–167. URL: https://vestnik.philol.msu.ru/issues/VMU_9_Philol__2013_3.pdf (дата обращения: 25.02.2024). Karkishchenko E.A. [Personal Questionnaire Data as Representation of a Teenager’s Gender Identity]. Moscow University Bulletin. Series 9. Philology. 2013;(3):160–167. (In Russ., abstract in Eng.) Avai- lable at: https://vestnik.philol.msu.ru/issues/VMU_9_Philol__2013_3.pdf (accessed 25.02.2024).
34. Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстин- ге несовершеннолетних девочек. Психология и право. 2023;13(3):3–15. https://doi.org/10.17759/ psylaw.2023130301 Borisenko E.V., Dozortseva E.G. Motivation and Subjective Meaning of Participation in Sex- ting in Minor Girls. Psychology and Law. 2023;13(3):3–15. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.17759/psylaw.2023130301
35. Глухов А.П., Соломина И.Г. Факторы киберсоциализации и цифровая грамотность обучающихся. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;(78):146–156. EDN: ETWKAM Glukhov A.P., Solomina I.G. Factors of Cybersocialization and Digital Literacy of Stu- dents. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024;(78):146–156. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ETWKAM
36 De Leyn T., Waeterloos C., De Wolf R., Vanhaelewyn B., Ponnet K., De Marez L. Teenagers’ Reflections on Media Literacy Initiatives at School and Everyday Media Literacy Discourses. Journal of Children and Media. 2021;16(2):221–239. https://doi.org/10.1080/17482798.2021 .1952463
37. Whelan E., Lang M., Butler M. Beyond Lazy; External Locus of Control as an Alternative Explana- tion for the Privacy Paradox. Internet Research. 2024;35(1):349–379. https://doi.org/10.1108/INTR- 04-2023-0282
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.