УДК 004.738.5-053.5:17
DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.454-468
Использование социальных сетей и просоциальное поведение в сети Интернет среди старшеклассников: роль моральной идентичности, сопричастности и социальной самоэффективности
Шодик Садам Фаджар
доктор исламского образования, департамент исламского образования, руководитель образовательной лаборатории Джокьякартского университета Мухаммадии (55183, Индонезия, г. Джокьякарта, ул. Бравиджая, д. Е6), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4043-7568, Scopus ID: 57210104975, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сямсудин Сямсудин
преподаватель исламского образования, департамент исламского образования Джокьякартского университета Мухаммадии (55183, Индонезия, г. Джокьякарта, ул. Бравиджая, д. Е6), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0978-4628, Scopus ID: 57210123766, Researcher ID: Q-2305-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Далияна Асеп
доктор общего образования и воспитания характера, департамент общего образования и воспитания характера Индонезийского педагогического университета (40154, Индонезия, г. Бандунг, ул. д-ра Сетиабуди, д. 229), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2396-6601, Scopus ID: 57396047500, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Курниавати Имас
доктор общего образования и воспитания характера, департамент общего образования и воспитания характера Индонезийского педагогического университета (40154, Индонезия, Бандунг, ул. д-ра Сетиабуди, д. 229), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6371-1019, Scopus ID: 57218212517, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фаиз Айман
доктор начального педагогического образования, департамент начального педагогического образования Чиребонского университета Мухаммадии (45153, Индонезия, г. Чиребон, ул. Тупарева, д. 70), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6414-2997, Scopus ID: 57218211269, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. В настоящее время цифровой ландшафт приобретает все большее значение в формировании социального взаимодействия среди подростков. Большинство исследователей рассматривают негативное влияние социальных сетей, однако практически отсутствуют публикации, посвященные положительному воздействию социальных сетей на формирование просоциального поведения в цифровом пространстве. Цель исследования – анализ влияния социальных сетей, моральной идентичности, эмпатии (сопричастности) и социальной самоэффективности на формирование просоциального поведения студентов-подростков в сети Интернет.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 430 учащихся государственных средних школ Джокьякарты (Индонезия). Полученные данные проанализированы с помощью программного инструмента Smart-PLS, используемого для анализа методом моделирования структурными уравнениями, который связан с конструктами переосмысления (revisit intention) и предположения (suggestion intention). В работе применены два типа анализа – внешняя и внутренняя модели.
Результаты исследования. Материалы статьи доказывают положительное влияние социальных сетей, моральной идентичности, эмпатии и социальной самоэффективности на просоциальное поведение студентов-подростков в сети Интернет. Социальное взаимодействие через цифровые медиа позволяет учащимся участвовать в просоциальных действиях: обмениваться положительным опытом, эмоциональной поддержкой и др. Моральная идентичность становится ключевым факторов в киберпространстве с точки зрения определения реакции взаимодействия на контент в сети Интернет. Эмпатия выступает связующим звеном, которое способствует преобразованию информации, полученной через социальные сети, в положительные реакции. Социальная самоэффективность является психологической основой, мотивирующей людей поддерживать положительное поведение в Интернете и в социальных сетях.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть полезны для развития просоциального поведения учащихся в сети Интернет в школах с помощью различных программ обучения особенно в контексте онлайн-взаимодействий; обеспечивать прочную основу для создания образовательных программ, способствующих укреплению моральных и этических ценностей, а также улучшать эмпатию и навыки социальной самоэффективности учащихся.
Ключевые слова: онлайн-просоциальность, использование социальных сетей, моральная идентичность, эмпатия, социальная самоэффективность
Финансирование: исследование финансировалось SK. № 50/R-LRI/XII/2023.
Благодарности: авторы выражают благодарность Центру исследований и инноваций Университета Мухаммадия Джокьякарта. Поддержка учреждения во многом способствовала успешному завершению исследования, позволив открыть новые точки зрения в области образования и технологий. Авторы ценят оказанное доверие и поддержку и признают важную роль Центра исследований и инноваций в продвижении академических исследований и разработки.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Использование социальных сетей и просоциальное поведение в сети Интернет среди старшеклассников: роль моральной идентичности, сопричастности и социальной самоэффективности / С. Ф. Шодик [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3. С. 454–468. https://doi.org/10.15507/1991-468.116.028.202403.454-468
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 21.02.2024;
одобрена после рецензирования 17.04.2024;
принята к публикации 25.04.2024.
Заявленный вклад авторов:
С. Ф. Шодик – разработка схемы исследования; разработка инструментов; анализ данных; написание рукописи; подача рукописи.
С. Сямсудин – разработка инструментов; анализ данных; рецензирование рукописи; корректура английского языка; формулировка выводов.
A. Далияна – сбор данных; обработка и интерпретация результатов; подготовка разделов текста; редактирование текста.
И. Курниавати – интерпретация результатов; подготовка обзора исследований; сбор данных.
А. Фаиз – интерпретация результатов; подготовка обзора исследований; сбор данных.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.