УДК 343.267-053.2:616.89-008.441.44
DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.400-420
Представления родителей о самоубийствах и запросы на повышение осведомленности в сфере профилактики суицидального поведения детей
Книжникова Светлана Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета (350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7627-1526, Scopus ID: 57418214400, Researcher ID: Q-9266-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Проблема суицидального поведения несовершеннолетних актуализирует вопрос о возможностях профилактики силами семьи. Несмотря на многообразие публикаций остается недостаточно изученной проблема осведомленности родителей о феномене самоубийства и возможностях профилактики суицидального поведения. Цель исследования – оценка родительской осведомленности о феномене суицидального поведения детей и возможностях его предупреждения.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проведен опрос, в котором приняли участие 3 866 чел. Опросный бланк включал шесть блоков, содержащих 85 вопросов, связанных с представлениями о причинах самоубийств, корректном реагировании и эффективной профилактике суицидального поведения несовершеннолетних; оценкой маркеров риска, проявляющихся в поведении детей; затруднениями и запросами родителей в области суицидологической превенции и вмешательства.
Результаты исследования. Материалы исследования свидетельствуют об отсутствии у родителей общего представления всего спектра суицидальных факторов, многие из которых отнесены к малозначимым или не имеющим влияния. Маркером суицидального риска опрошенные считают явные признаки самоповреждения, тогда как ранние предикторы всерьез не воспринимаются. На этом фоне непосредственные суицидальные угрозы детей трактуются как манипуляции. В суицидальной превенции участники опроса полагаются на школьных педагогов-психологов и «частных специалистов» (психологов, коучей, консультантов). Большинство респондентов признают наличие у современных родителей существенных «пробелов» в суицидологических знаниях.
Обсуждение и заключение. В результате проведенного опроса перспективной является специализированная работа с родителями по повышению суицидологической осведомленности, отвечающая следующим требованиям: краткость, доступность и научная обоснованность содержания подготовки; возможность дистанционного освоения материалов; приобретение родителями компетенций в области развития у детей навыков совладания с трудностями, формирования ассертивного поведения детей; приобретение навыков поддержки ребенка в трудных жизненных ситуациях и навыков суицидологического анализа цифрового профиля. Актуальным считается усиление суицидологической подготовки школьных педагогов. Необходим мониторинг качества предоставления суицидологической помощи и суицидологического консультирования различных частных специалистов. Полученные результаты могут стать основаниями для разработки программ суицидологической подготовки родителей и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: суицид, самоубийство несовершеннолетних, суицидальное поведение, профилактика самоубийств, родитель, семейная профилактика
Благодарности: автор выражает благодарность Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае Т. Ф. Ковалевой за инициирование исследования, подлинный интерес к проблеме и организацию площадок опроса, а также рецензентам за ценные рекомендации по улучшению качества статьи.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Книжникова С. В. Представления родителей о самоубийствах и запросы на повышение осведомленности в сфере профилактики суицидального поведения детей // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3. С. 400–420. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.400-420
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 13.05.2024;
одобрена после рецензирования 28.06.2024;
принята к публикации 05.07.2024.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.