PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 004.9:378(470+571)

DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

 

Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников

Бондаренко Владимир Викторович
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6716-1963, Scopus ID: 57211802151, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Полутин Сергей Викторович
доктор социологических наук, профессор, директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юдина Вера Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Танина Мария Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Scopus ID: 57211810144, Researcher ID: E-7224-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пензина Дарья Петровна
магистрант кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2919-8404, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Дистанционное обучение, вызванное санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире, привело к необходимости перестройки системы высшего образования с традиционного очного на дистанционный формат. Применение «нового» для высшей школы формата предполагало использование цифровых технологий, поэтому появилась потребность в формировании соответствующих цифровых и «мягких» компетенций у преподавательского состава научно-педагогических сотрудников высших учебных заведений. Цель статьи – провести анализ удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских вузов системой профессионального и должностного продвижения, их оценки необходимости наличия общепрофессиональных, организационно-управленческих, информационных коммуникативных, нормативных правовых и межличностных компетенций в условиях цифровой трансформации системы высшего образования Российской Федерации.
Материалы и методы. Для выявления мнения научно-педагогических работников об изменениях важности компетенций, развития деловой карьеры авторами проведен социологический опрос 1 532 научно-педагогических работников высшей школы. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве».
Результаты исследования. По итогам социологического опроса выявлен низкий уровень удовлетворенности научно-педагогических сотрудников, вызванный наличием следующих проблемных областей: превалирование бумажной отчетности над научно-педагогической деятельностью работников; излишняя бюрократизованность, препятствующая профессиональному и должностному развитию; некорректная система показателей эффективности; отсутствие единой модели развития карьеры научно-педагогических работников учебных заведений. Разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых и «мягких» компетенций, формирования системы управления профессиональным развитием научно-педагогических сотрудников.
Обсуждение и заключение. Сформулированные тезисы вносят вклад в развитие теоретико-методологических подходов к изучению уровня удовлетворенности научно-педагогических сотрудников российских университетов. Материалы статьи могут быть использованы для исследовательских целей учеными, занимающимися схожей проблематикой, а также федеральными и региональными исполнительными органами власти, высшими образовательными организациями при разработке программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: удовлетворенность научно-педагогических сотрудников, цифровое обучение, дистанционные образовательные технологии, «мягкие» навыки, российский вуз, профессиональное развитие работников вуза

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).

Благодарности: авторы выражают благодарность редакции и рецензентам за внимательное отношение к статье и указанные замечания, которые позволили повысить ее качество.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Влияние цифровой трансформации системы российского высшего образования на необходимость развития компетенций и карьерного продвижения научно-педагогических работников / В. В. Бондаренко [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 490–505. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.490-505

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 24.03.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023;
принята к публикации 06.07.2023.

Заявленный вклад авторов:
В. В. Бондаренко – разработка концепции исследования; организация и проведение исследования; статистическая обработка данных; интерпретация и критический анализ.
С. В. Полутин – обеспечение сбора информации при проведении анкетирования респондентов; интерпретация и критический анализ данных, полученных в ходе анкетного опроса.
В. А. Юдина – подготовка инструментария опроса; сбор информации; подготовка аналитических и графических материалов по результатам анкетирования.
М. А. Танина – описание результатов исследования; перевод структурных составляющих на английский язык; подготовка начального варианта текста; доработка текста статьи.
Д. П. Пензина – теоретический анализ зарубежных источников; сбор и обработка первичных материалов; техническое оформление списка использованных источников.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License