УДК 811.161.1-057.875(575.2)
DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.373-389
Русский язык в Кыргызстане глазами студентов
Хайрутдинова Резеда Рафаилевна
кандидат филологических наук, доцент, руководитель Научно-исследовательской лаборатории «Социокультурные исследования в образовании» Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8878-1926, Scopus ID: 56241639600, Researcher ID: L-1350-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Абдулахамидова Барно Нурмахамедовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель декана Музыкально-педагогического факультета Ошского государственного педагогического университета (01010, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Исанова, д. 73), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6620-1224, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Торошов Таалайбек Кубатович
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой мировых языков Ошского государственного педагогического университета (01010, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Исанова, д. 73), ORCID: https://orcid.org/0009-0007-1850-1013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Капаров Абдувахап Шардаевич
декан факультета физической культуры Ошского государственного педагогического университета (01010, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Исанова, д. 73), ORCID: https://orcid.org/0009-0009-5394-6434, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. В последнее время объектом научного осмысления становится общественный дискурс о соотношении кыргызского и русского языков, из которого складывается реальная языковая ситуация в Кыргызской Республике. Проводятся опросы граждан, связанные с перспективами функционирования русского языка в образовании, общественной и государственной жизни. Несмотря на отдельные публикации по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по изучению мнения молодого поколения, представляющего большую часть населения страны. Цель статьи – анализ современного положения русского языка в Кыргызстане, определение его роли в личностно-мотивационных предпочтениях студенческой молодежи.
Материалы и методы. Социокультурный подход является методологическим основанием исследования. Сбор эмпирического материала проводился методом опроса. Участниками стали 130 студентов педагогических специальностей Ошской области Республики Кыргызстан. При обработке результатов использовался частотный анализ. Дополнительно строились таблицы сопряженности. Для проверки статистической гипотезы о наличии связи между двумя признаками применялся критерий хи-квадрат Пирсона и точный критерий Фишера. Расчеты выполнялись в программе IBM SPSS Statistics.
Результаты исследования. Анализ данных опроса показал, что большинство студентов положительно относятся к России и сотрудничеству двух стран в разных сферах деятельности. Информанты из сельской местности продемонстрировали большую степень согласия с предложенными утверждениями, при этом установлена прямая статистическая зависимость распределения ответов от места жительства. Высокие показатели зафиксированы в высказываниях студентов о русском языке, мотивах и качестве его изучения.
Обсуждение и заключение. Настоящее исследование еще раз подтвердило, что языковая политика государства должна учитывать практические потребности молодого поколения, которое глубоко осознанно и мотивированно относится к русскому языку как важному инструменту развития своего внутреннего потенциала и будущей конкурентоспособности на рынке труда. В связи с этим в Кыргызстане возникает объективная необходимость в повышении качества преподавания русского языка и разработке современных эффективных практик языкового образования. Материалы статьи могут послужить основой для научно-методических исследований обозначенных проблем.
Ключевые слова: русский язык в Кыргызстане, дискурс студенческой молодежи, отношение к России и русскому языку, мотивы изучения русского языка, проблема качества языкового образования
Финансирование: исследование выполнено при поддержке Программы стратегического академического лидерства Казанского федерального университета (ПРИОРИТЕТ-2030).
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Русский язык в Кыргызстане глазами студентов / Р. Р. Хайрутдинова [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 3. С. 373–389. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.373-389
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 20.04.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023;
принята к публикации 07.07.2023.
Заявленный вклад авторов:
Р. Р. Хайрутдинова – научное руководство; теоретический обзор источников; анализ и обобщение полученных данных.
Б. Н. Абдулахамидова – организация и проведение исследования.
Т. К. Торошов – оформление текста рукописи.
А. Ш. Капаров – сбор эмпирического материала.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.