PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 316.6:057.875

DOI: 10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721

 

Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости

Литвинова Анна Викторовна
доцент кафедры научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, Scopus ID: 57214083626, Researcher ID: AAR-1178-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. В настоящее время исследователи обращаются к проблеме влияния целеполагания на академическую успеваемость студентов в связи с высокой отчисляемостью и необходимостью поиска путей сохранения контингента в системе высшего образования. Цель исследования – выявление и анализ особенностей целеполагания студентов с высокой и средней академической успеваемостью.
Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 98 студентов Московского государственного психолого-педагогического университета. Для определения особенностей целеполагания студентов был подобран диагностический комплекс: методика изучения мотивов учебной деятельности, шкала академической мотивации (AMS), тест «Смысложизненные ориентации», методика измерения параметров жизненных целей, опросники для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении и «Контроль за действием», методика «Стиль саморегуляции учебной деятельности». Применялся частотный и факторный анализ в программе IBM SPSS Statistics 21.
Результаты исследования. Обоснование целеполагания как инициативной ориентировки на мотивационно-смысловом, эмоционально-волевом и операционном уровнях позволило конкретизировать особенности целеполагания у студентов с высокой и средней академической успеваемостью. У студентов с высокой академической успеваемостью преобладают внутренние учебно-познавательные, профессиональные мотивы, выражены смысложизненные ориентации, умения разрабатывать и реализовывать поставленные цели. Студентам со средней академической успеваемостью свойственны внешние знаемые мотивы, они испытывают проблемы планирования, продумывания, детализации действий по достижению намеченных целей.
Обсуждение и заключение. Сделанные автором выводы вносят вклад в развитие представлений о целеполагании как целостном процессе на разных уровнях ориентировки и его роли в повышении академической успеваемости студентов. Материалы статьи помогут исследователям и практикам в решении проблем разработки и реализации программ оказания психологической помощи и поддержки студентам, испытывающим затруднения в постановке и достижении целей в процессе обучения в вузах разной образовательной направленности и академического уровня.

Ключевые слова: целеполагание, академическая успеваемость, мотивы учебной деятельности, академическая мотивация, смысложизненные ориентации, самоконтроль, саморегуляция

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Литвинова А. В. Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 708–721. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила 11.05.2022; одобрена после рецензирования 06.07.2022;
принята к публикации 12.07.2022.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License