УДК 37.035.6:316.46:057.875
DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.093-110
Выявление компетенции мультипрофессионального командообразования у студентов и ее влияния на эффективность командного взаимодействия
Крежевских Ольга Валерьевна
директор Института психологии и педагогики, доцент кафедры дошкольного и социального образования Шадринского государственного педагогического университета (641870, Российская Федерация, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2227-4702, Scopus ID: 57207945765, Researcher ID: ABF-4845-2020, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кариев Адлет Дюсембаевич
программный лидер кафедры дошкольного и начального образования Казахского национального женского педагогического университета (050000, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Айтеке Би, д. 99), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7789-9080, Scopus ID: 57202222355, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Необходимость мультипрофессиональной команды очевидна для дошкольной сферы при решении проблем индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, имеющих поведенческие отклонения и др. Несмотря на многочисленность публикаций по проблематике мультипрофессионального образования, практически отсутствуют исследования в области готовности к мультипрофессиональным взаимодействиям специалистов дошкольного образования. Цель статьи – представить результаты и методику выявления уровня сформированности компетенции мультипрофессионального командообразования студентов – будущих работников дошкольного образования, проанализировать отличия групп с высоким уровнем сформированности компетенции мультипрофессионального командообразования от групп с низким по эффективности командным взаимодействием.
Материалы и методы. Для изучения проблемы были проведены анкетирование и интервью в фокус-группах, в которых приняли участие 112 студентов Шадринского государственного педагогического университета и Казахского национального женского педагогического университета. В качестве экспертов привлекались преподаватели, компетентные в областях знаний, которыми должны оперировать обучающиеся в процессе исследования. Качественное и количественное оценивание осуществлялось по методике В. И. Загвязинского, Р. Атаханова. Для определения нормальности распределения использовался критерий Колмогорова – Смирнова (одновыборочный); для выявления достоверности различий групп – U-критерий Манна – Уитни.
Результаты исследования. В результате исследования были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни компетенции мультипрофессионального командообразования студентов – будущих работников дошкольного образования. Разработана методика оценки сформированности компетенции мультипрофессионального командообразования у обучающихся. Выявлены проблемы мультипрофессионального взаимодействия будущих работников дошкольного образования: недостаточная готовность вести диалог друг с другом, слабая или низкая степень командообразующей и соорганизующей активности, попытка отнесения проблемы к сфере деятельности одного специалиста, стремление найти виновного в ситуации.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие проблематики готовности к взаимодействиям специалистов дефектологических и недефектологических направлений подготовки. В дальнейшем целесообразно исследовать вопросы проектирования и оценки эффективности курсов, развивающих компетенции мультипрофессионального командообразования. Материалы статьи могут быть полезны при разработке стандартов высшего образования нового поколения в части проектирования планируемых результатов освоения программ и международных рекомендаций по образованию.
Ключевые слова: компетенции, мультипрофессиональное образование, мультипрофессиональное командообразование, командный метод обучения, профессиональная подготовка педагогов, дошкольное образование, подготовка педагогов дошкольного образования
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Крежевских О. В., Кариев А. Д. Выявление компетенции мультипрофессионального командообразования у студентов и ее влияния на эффективность командного взаимодействия // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 93–110. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.093-110
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 20.09.2021; одобрена после рецензирования 19.12.2021;
принята к публикации 28.12.2021.
О. В. Крежевских – научное руководство; проведение экспериментов; сбор данных и доказательств; написание первоначального варианта статьи.
А. Д. Кариев – организация и проведение исследования на территории Республики Казахстан; критический анализ текста статьи.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.