PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.043.2-055.1

DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.498-512

 

Копинг-стратегии в ситуации адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе

Тимченко Наталья Станиславовна
заведующий кафедрой гуманитарных наук с курсом клинической психологии, профессор ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6283-820X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кочетова Юлия Юрьевна
доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8116-7966, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Актуальность исследования обусловлена поиском научных данных, практическое использование которых позволяет оптимизировать процесс адаптации иностранных студентов, получающих медицинскую профессию в России. Успех на этом пути является дополнительным фактором в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Цель исследования – на основе анализа адаптационных ресурсов иностранных студентов выявить копинг-стратегии на начальном этапе адаптации к обучению в медицинском вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Р. Лазаруса, Д. Амирхана. Для определения степени социокультурной адаптации нами был проведен опрос иностранных студентов, в котором приняли участие 75 человек. Вопросы авторского опросника были составлены на основе теста Л. В. Янковского по адаптации личности к новой социокультурной среде. Репертуар копинг-стратегий иностранных студентов был определен, опираясь на методику анализа способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Результаты исследования. На основе проведенного исследования выявлены и описаны основные факторы социально-психологической адаптации, влияющие на выбор копинг-стратегий: внутренние ресурсы личности (воспитание, нравственные ориентиры, религия) и факторы социального характера (семья, друзья и др.). Структура личности и такие ее компоненты, как уровень интеллекта, самооценка, внутренние убеждения, определяют степень и характер адаптационного процесса иностранных студентов. Благоприятные показатели внешних средовых факторов способствуют выбору продуктивных копинг-стратегий, а недостаток адаптационных ресурсов приводит к неэффективному совладанию с неблагоприятными обстоятельствами новых академических и бытовых условий.
Обсуждение и заключение. Сделанные на основе проведенного исследования выводы вносят вклад в развитие научных представлений о процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском медицинском вузе.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, иностранный студент, копинг-стратегия, образовательная среда, экспорт образования, адаптационный ресурс

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Тимченко, Н. С. Копинг-стратегии в ситуации адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе / Н. С. Тимченко, Ю. Ю. Кочетова. – DOI 10.15507/1991-9468.104.025.202103.498-512 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 3. – С. 498–512.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 08.03.2021; одобрена после рецензирования 13.05.2021;
принята к публикации 24.05.2021.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License