УДК 316.346.32-053.5
DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.257-272
Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода
Цветкова Ирина Викторовна
профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3433-328X, Scopus ID: 7005860629, Researcher ID: J-7425-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Иванова Татьяна Николаевна
заведующий кафедрой социологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3163-8763, Scopus ID: 56684250300, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Формирование социальных компетенций школьников является важным направлением современной науки и педагогической практики. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по анализу социального контекста, который во многом определяет практическую реализацию социальных компетенций. Цель статьи – анализ деятельности школы по формированию социальных компетенций на основе применения контекстного подхода. Новизна подхода состоит в выделении социальных компетенций, характеризующих эффективность воспитательного воздействия школы с учетом субъективного контекста.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает материалы, полученные в результате социологических опросов, проведенных в школах г. Тольятти в 2010 (n = 1 183), 2014 (n = 945), 2016 (n = 1 745), 2019 гг. (n = 976) в режиме мониторинга. Сбор данных в режиме мониторинга позволил выявить динамику результатов за десять лет и определить, насколько эффективно школа справляется с задачами формирования социальных компетенций.
Результаты исследования. При характеристике субъективного контекста большое значение имеют представления учащихся о влиянии школы на формирование социальных компетенций, актуальные для школьников недостатки условий обучения, самооценка готовности к выбору ценностей, а также жизненные планы подрастающего поколения. Среди социальных компетенций, формируемых школой, старшеклассники отмечают умения работать с информацией, разбираться в людях, определять склонности к наукам, самостоятельность, а также толерантное отношение к представителям других культур. Контекстный подход дает возможность выявить проблемы и противоречия ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных концепций социальных компетенций. Материалы статьи будут полезны для изучения проблем и противоречий ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения. Практическая значимость применения предложенного контекстного подхода состоит в повышении эффективности работы школы по формированию у обучающихся социальных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
Ключевые слова: социальные компетенции, социализация, контекстный подход, выпускник школы, качества личности, когнитивные компетенции, коммуникативные компетенции, профессиональная ориентация, гражданские компетенции
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Цветкова, И. В. Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода / И. В. Цветкова, Т. Н. Иванова. – DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.257-272 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 257–272.
Заявленный вклад авторов:
И. В. Цветкова – разработка концепции исследования; анализ теоретического материала; анализ эмпирических материалов; формулировка выводов.
Т. Н. Иванова – подготовка инструментария опроса; сбор информации; подготовка аналитических и графических материалов по результатам анкетирования.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 22.01.2021; одобрена после рецензирования 25.02.2021;
принята к публикации 10.03.2021.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.