PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 377.031

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.069-090

 

Оценка управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов: теория и практика

Бокарев Александр Иванович
доцент кафедры промышленной экологии и безопасности ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-8629, Scopus ID: 57205220710, Researcher ID: F-3763-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Денисова Елена Сергеевна
доцент кафедры промышленной экологии и безопасности ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), кандидат биологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0136-858X, Scopus ID: 57205224695, Researcher ID: F-3024-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Игнатович Иван Александрович
доцент кафедры промышленной экологии и безопасности ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4696-0950, Researcher ID:F-6237-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Казаков Александр Юрьевич
старший преподаватель кафедры машиноведения ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9971-7850, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Данное исследование посвящено проблеме выполнения вузами заданий по подготовке специалистов. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей потребностью преподавателей в информации о результатах подготовки специалистов относительно заданий по их подготовке. Цель статьи – описать метод оценки управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов.
Материалы и методы. Исследование построено на основе сбора и анализа результатов подготовки специалистов за период 2015–2019 гг. Совместное использование полученных данных и методов нормативного прогнозирования и интерполирования позволило авторам рассчитать и измерить промежуточные результаты относительно конечных, построить образовательные траектории, что дало возможность оценивать управление образовательным процессом по результатам подготовки и выпуска специалистов.
Результаты исследования. Авторы статьи впервые показали, что приведенные результаты не только демонстрируют масштабы подготовки и выпуска специалистов, но и позволяют оценивать управление образовательным процессом и разрабатывать необходимые управленческие решения, регламентирующие нормы и меры по подготовке и выпуску специалистов не ниже заданных конечных результатов.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие концепции управления образовательными процессами (системами) при условии, что заданы конечные результаты выпуска специалистов. Материалы статьи представляют интерес для научно-педагогического сообщества, профессорско-преподавательского и руководящего составов образовательных учреждений.

Ключевые слова: образовательный процесс, задание на подготовку специалистов, образовательная траектория, заданная норма выпуска специалистов, оптимальная и рациональная области управления

Финансирование: статья разработана по результатам выполненного исследования в области управления качеством образования.

Благодарности: авторы выражают благодарность анонимному рецензенту.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Оценка управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов: теория и практика / А. И. Бокарев, Е. С. Денисова, И. А. Игнатович, А. Ю. Казаков. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.069-090 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 69–90.

Заявленный вклад авторов:
А. И. Бокарев – научное руководство исследованием; постановка научной проблемы; разработка методов исследования; анализ и обобщение результатов исследования; написание аннотации и текста статьи.
Е. С. Денисова − обзор литературы по проблеме исследования; сбор и первичная систематизация результатов исследования; построение таблиц и рисунков.
И. А. Игнатович – участие в обсуждении материалов статьи; подготовка и формулировка выводов по результатам исследования.
А. Ю. Казаков – участие в обсуждении материалов статьи; подготовка первоначального варианта тек- ста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 13.09.2020; одобрена после рецензирования 26.01.2021;
принята к публикации 01.02.2021.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License