PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378:339.924

DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.043-068

 

Теоретико-методические подходы к оценке эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов ЕАЭС

Константинова Лариса Владимировна
директор НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7969-5356, Scopus ID: 57207940572, Researcher ID: M-7126-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шубенкова Евгения Валериевна
главный научный сотрудник НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2337-0322, Scopus ID: 57194286668, Researcher ID: AAC-8912-2021, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Смирнова Екатерина Андреевна
ведущий научный сотрудник НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4703-3171, Researcher ID: ABD-3297-2020, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гагиев Николай Николаевич
ведущий научный сотрудник НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8268-0825, Scopus ID: 57194268706, Researcher ID: M-9765-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В последние годы наблюдается развитие интеграционных процессов в сфере высшего образования, нацеленных на консолидацию ресурсов вузов для повышения конкурентоспособности государственных систем высшего образования и высшей школы межгосударственных объединений. Особое место в данном контексте занимают вопросы интеграции в сфере высшего образования стран Евразийского экономического союза, которые пока недостаточно отрефлексированы. Цель исследования – разработка теоретико-методических основ оценки эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов Евразийского экономического союза как фактора повышения их конкурентоспособности.
Материалы и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа российской и зарубежной теории и практики в сфере интеграции высшего образования, теоретического анализа, синтеза и классификации, построения экономико-математической модели, экспертных оценок. При разработке теоретико-методических подходов к оценке эффективности интеграционных процессов применялись принципы системного подхода. В качестве источников использовались нормативно-правовые акты, методические материалы по оценке эффективности вузов, отечественные и зарубежные научные публикации, информационные материалы о деятельности вузов, размещенные в сети Интернет.
Результаты исследования. С целью теоретического обоснования одной из основных форм интеграции в сфере высшего образования введено понятие «интеграционный комплекс вузов» и предложена его интерпретация. Определены возможные стратегии формирования интеграционных комплексов вузов. Разработана методика оценки эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов Евразийского экономического союза и определен ее интегральный показатель.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты исследования вносят вклад в развитие концептуальных основ образовательной интеграции и методических подходов к ее оценке. Материалы статьи будут полезны для работников государственных структур и научно-образовательных учреждений, исследующих межгосударственные интеграционные процессы и их эффективность на образовательном пространстве.

Ключевые слова: интеграция в сфере высшего образования, образовательное пространство Евразийского экономического союза, интеграционный комплекс вузов, стратегии формирования интеграционных комплексов вузов, методика оценки эффективности интеграционного комплекса вузов

Финансирование: статья подготовлена с использованием материалов, полученных в результате выполнения базовой части государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ (проект № 26.7980.2017/БЧ «Интеграционные процессы в сфере высшего образования: мировые тенденции, подходы и модели»).

Благодарности: авторы выражают благодарность редакции и рецензентам за внимательное отношение к статье и указанные замечания, которые позволили повысить ее качество.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Теоретико-методические подходы к оценке эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов ЕАЭС / Л. В. Константинова, Е. В. Шубенкова, Е. А. Смирнова, Н. Н. Гагиев. – DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.043-068 // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 43–68.

Заявленный вклад авторов:
Л. В. Константинова – разработка и формирование концепции исследования; постановка проблемы исследования; концептуализация выводов.
Е. В. Шубенкова – разработка и формирование концепции исследования; критический анализ и доработка текста; концептуализация выводов.
Е. А. Смирнова – проведение исследования; разработка методологической составляющей проведения исследования; подготовка и доработка исследовательской части текста; формирование выводов; исполнитель проекта № 26.7980.2017/БЧ.
Н. Н. Гагиев – анализ научной литературы; подготовка литературного обзора; подготовка и доработка исследовательской части текста; исполнитель проекта № 26.7980.2017/БЧ.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 13.10.2020; одобрена после рецензирования 21.12.2020;
принята к публикации 29.12.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License