КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ

Н. Б. Макларен, М. А. Шорохова, И. Л. Сиротина
(Университет Тииссайд, г. Мидлсбро, Великобритания,ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия)

 

Проведенный в статье анализ наиболее распространенных методик оценки качества жизни показывает, что не существует универсальной зависимости между качеством образования и качеством жизни, несмотря на то, что образование является одним из ключевых индикаторов практически всех методик оценки качества жизни. Причина отсутствия простой зависимости между качеством образования и качеством жизни заключается в разных моделях экономического развития стран мира, входящих в данные рейтинги, поэтому не совсем корректно применение существующих методик оценок качества жизни к странам и регионам с разными типами экономики и уровнями экономического развития. Явная зависимость между качеством образования и качеством жизни прослеживается только для стран с инновационными экономиками, в которых человеческий капитал является главным фактором развития экономики. В странах с сырьевой экономикой качество образования не оказывает существенного влияния на качество жизни, а в слаборазвитых странах улучшение качества образования даже может приводить к его ухудшению, что связано с отсутствием возможности применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Получение качественного образования, не гарантирующего реализацию полученных знаний на практике и высокий социальный статус, приводит к противоречию между желанием человека реализовать свои знания и отсутствием возможности это сделать, которое можно разрешить только создав необходимые условия для развития высокотехнологичных отраслей промышленности. В Российской Федерации высокий уровень образования не гарантирует высокого качества жизни вследствие слабой развитости инновационных отраслей экономики. Для исправления этой ситуации необходим комплекс мер, направленных на развитие высокотехнологичного бизнеса. Заинтересованность бизнеса в высоком качестве образования будет являться движущей силой улучшения его качества в Российской Федерации и обеспечит прямую зависимость между качеством образования и качеством жизни, характерную для высокоразвитых стран.

Ключевые слова: качество жизни; образование; индекс процветания; индекс человеческого развития; бизнес