ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Е. С. Мищенко, П. В. Монастырев
(Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия)
Международное сотрудничество является одним из важнейших направлений деятельности высших учебных заведений. Это связано с тем, что успех любого университета в настоящий момент обуславливается уровнем его интернационализации, что способствует подготовке высококвалифицированных специалистов и развитию научно-инновационных направлений. Привлекательность и эффективность современных российских и мировых университетов оценивается различными рейтингами, которые превращаются в один из значимых инструментов конкурентной борьбы и образовательной политики. Надежный рейтинг предполагает учет разных групп факторов университетской жизни. Анализ рейтинговых систем показал, что все они имеют критерии связанные с вопросами интернационализации. По результатам мониторинга эффективности ведущих региональных вузов Черноземья в 2014 г. Тамбовский государственный технический университет занимает лидирующие позиции в сфере международной деятельности, что дает возможность поделиться опытом международного научно-образовательного сотрудничества. В статье раскрыт потенциал института архитектуры, строительства и транспорта Тамбовского государственного технического университета с позиции международной деятельности. Приводятся данные о структуре института, образовательных программах и контингенте иностранных студентов. На примере научно-технического сотрудничества с Белостокским техническим университетом (Республика Польша) показано решение научно-прикладных задач в области строительного материаловедения, строительных конструкций, информационных технологий, устойчивого развития территорий. Раскрыты особенности подготовки иностранных студентов по направлению «Строительство». Приведены примеры академической мобильности по проектам Фонда Ромуальдо Бьанко (Италия) и «Нептун» (Дания). Дается краткое описание участия в конкурсах на гранты “ERASMUS+ Capacity building in higher education” и “ERASMUS+ Credit mobility”.
Ключевые слова:международная деятельность; международное сотрудничество; академическая мобильность; образовательная деятельность; научно-инновационная деятельность
- Подробности
- Просмотров: 52171
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Г. И. Саранцев
(Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия)
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» выдвигает высокие требования к подготовке бакалавра. Анализ этих требований приводит к выводу о том, что в них, с одной стороны, явно просматривается необходимость фундаментализации подготовки бакалавра, а с другой – ее практическая направленность. Реализация этих требований предполагает смещение акцента в подготовке выпускника вуза по направлению «Педагогическое образование» в сторону приобщения его к научной деятельности, формирования культуры системного анализа, умения адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать развитие той или иной ситуации, умение применять современные технологии и даже разрабатывать их. Однако педагогическое сообщество обеспокоено практической подготовкой выпускника высшего учебного заведения по направлению «Педагогическое образование» и предлагает ряд мер по ее совершенствованию. Выполненные ранее исследования затрагивают либо аспект фундаментализации профессионального образования, либо аспект практической направленности. Авторы этих исследований предлагают способы совершенствования рассматриваемых аспектов. Такая рассогласованность между необходимостью фундаментализации профессионального образования и его практической направленностью сохраняется и в стандарте высшего профессионального образования бакалавра по направлению «Педагогическое образование». Решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» видится в гармонизации составляющих подготовки. Выполненные нами исследования убеждают в том, что средством гармонизации может выступать современное методическое мышление. Компетентностный состав методического мышления распространяются как на фундаментализацию профессиональной подготовки педагога, так и на ее практическую направленность. В нашем исследовании мышление рассматривается как процесс не только отражения, но и конструирования моделей, являющихся образами еще незаданных объектов и явлений реальности. Под методическим мышлением понимаем мышление, определяемое спецификой методической науки и адекватной ей деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование; бакалавр; фундаментализация профессионального образования; практическая направленность подготовки бакалавра; педагогическое образование; гармонизация фундаментализации профессионального образования и его практической направленности; методическое мышление; компетенции
- Подробности
- Просмотров: 49309
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ
Н. Б. Макларен, М. А. Шорохова, И. Л. Сиротина
(Университет Тииссайд, г. Мидлсбро, Великобритания,ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Россия)
Проведенный в статье анализ наиболее распространенных методик оценки качества жизни показывает, что не существует универсальной зависимости между качеством образования и качеством жизни, несмотря на то, что образование является одним из ключевых индикаторов практически всех методик оценки качества жизни. Причина отсутствия простой зависимости между качеством образования и качеством жизни заключается в разных моделях экономического развития стран мира, входящих в данные рейтинги, поэтому не совсем корректно применение существующих методик оценок качества жизни к странам и регионам с разными типами экономики и уровнями экономического развития. Явная зависимость между качеством образования и качеством жизни прослеживается только для стран с инновационными экономиками, в которых человеческий капитал является главным фактором развития экономики. В странах с сырьевой экономикой качество образования не оказывает существенного влияния на качество жизни, а в слаборазвитых странах улучшение качества образования даже может приводить к его ухудшению, что связано с отсутствием возможности применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Получение качественного образования, не гарантирующего реализацию полученных знаний на практике и высокий социальный статус, приводит к противоречию между желанием человека реализовать свои знания и отсутствием возможности это сделать, которое можно разрешить только создав необходимые условия для развития высокотехнологичных отраслей промышленности. В Российской Федерации высокий уровень образования не гарантирует высокого качества жизни вследствие слабой развитости инновационных отраслей экономики. Для исправления этой ситуации необходим комплекс мер, направленных на развитие высокотехнологичного бизнеса. Заинтересованность бизнеса в высоком качестве образования будет являться движущей силой улучшения его качества в Российской Федерации и обеспечит прямую зависимость между качеством образования и качеством жизни, характерную для высокоразвитых стран.
Ключевые слова: качество жизни; образование; индекс процветания; индекс человеческого развития; бизнес
- Подробности
- Просмотров: 51851
ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ
А. М. Якупов, И. А. Кувшинова, В. В. Денисова, С. В. Петров
(Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия; Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, Россия)
В статье дана краткая характеристика учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», показана ее роль и значимость в профессиональной подготовке студентов. Отмечено, что насыщение рассматриваемой дисциплины социальной проблематикой весьма актуально для подготовки студентов-гуманитариев с учетом происходящих социальных процессов и кризисов. Однако в процессе образования необходимо ориентировать их на жизнедеятельность в усложняющейся среде с учетом увеличения ее технизации. Показано, что в системе подготовки студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нередко видно отсутствие множества важных модулей и тем. При этом остается слабая связь структурных компонентов, в том числе, целевого и содержательного. Часто именно поэтому педагог вынужден разрабатывать свой рабочий план фрагментарно, не имея четкого содержательного ориентира по всей совокупности взаимосвязанных модулей и отдельных тем, что негативно отражается на качестве и практической отдаче от изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке специалистов всех гуманитарных направлений. Предложено обновленное комплексное программно-содержательное обеспечение этой учебной дисциплины, тематическое содержание разделов для студентов гуманитарных вузов, которое предлагается строить по следующим основным направлениям: а) изучение состояний окружающего социума и законов его развития с точки зрения выявления опасностей для разных систем; б) раскрытие механизмов происхождения и развития опасностей, возникающих на социальной основе; в) определение принципов и технологий защиты всех видов систем с учетом опасностей социального характера; д) подготовку выпускников к безопасному осуществлению повседневной жизнедеятельности в технических, природных, социальных системах с учетом их взаимовлияния.
Ключевые слова: опасность, безопасность, жизнедеятельность; учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»; студенты гуманитарных вузов, будущие специалисты гуманитарной сферы деятельности; преподавание; программно-содержательное обеспечение
- Подробности
- Просмотров: 40498
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ: потенциал визуальной концептуализации
П. Ю. Тенхунен, Ю. А. Елисеева
(Университет Аалто, г. Хельсинки, Финляндия,
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия)
В статье выявляется специфика восприятия учебной информации современными студентами. Перцептивные трудности данного процесса объясняются через призму теории поколений (Н. Хоув, У. Штраус, Ю. А. Левада, Т. Шанин, Е. М. Шамис и др.). Преподаватели и студенты рассматриваются как представители разных поколений (соответственно X и Y), что обусловлено различиями их ментальных кодов. Они формировались в разных информационных средах, что необходимо учитывать в процессе модернизации высшей школы. Для поколения Y и идущего за ним поколения Z характерна принципиальная нелинейность восприятия мира, доминирование визуального канала получения информации, поэтому оптимальной стратегией создания и использования учебных текстов выступает визуальная концептуализация, опирающаяся на инструментарий визуального мышления (Р. Арнхейм). Обосновывается эффективность визуальной концептуализации как базовой стратегии создания и использования учебных текстов в современном университете. На примере актуальной темы «Тайм-менеджмент в структуре научно-исследовательской работы студентов: принципы, методы, результаты» в рамках курса «Основы научно-исследовательской работы студентов» продемонстрированы основные дидактические принципы визуальной концептуализации учебного текста: его деление на смысловые блоки с целью структурирования ядерной информации; стратификация информационного пространства текста с выделением специального слоя, мотивирующего учащихся к развертыванию свернутой информации; моделирование ситуации, когда получаемые знания сразу используются на практике; проектирование визуальных опор усвоения вербальной информации.
Ключевые слова: поколение; ментальный код; современное студенчество; учебный текст; визуальная концептуализация
- Подробности
- Просмотров: 52116