ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Г. И. Саранцев
(Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия)

 

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» выдвигает высокие требования к подготовке бакалавра. Анализ этих требований приводит к выводу о том, что в них, с одной стороны, явно просматривается необходимость фундаментализации подготовки бакалавра, а с другой – ее практическая направленность. Реализация этих требований предполагает смещение акцента в подготовке выпускника вуза по направлению «Педагогическое образование» в сторону приобщения его к научной деятельности, формирования культуры системного анализа, умения адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать развитие той или иной ситуации, умение применять современные технологии и даже разрабатывать их. Однако педагогическое сообщество обеспокоено практической подготовкой выпускника высшего учебного заведения по направлению «Педагогическое образование» и предлагает ряд мер по ее совершенствованию. Выполненные ранее исследования затрагивают либо аспект фундаментализации профессионального образования, либо аспект практической направленности. Авторы этих исследований предлагают способы совершенствования рассматриваемых аспектов. Такая рассогласованность между необходимостью фундаментализации профессионального образования и его практической направленностью сохраняется и в стандарте высшего профессионального образования бакалавра по направлению «Педагогическое образование». Решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» видится в гармонизации составляющих подготовки. Выполненные нами исследования убеждают в том, что средством гармонизации может выступать современное методическое мышление. Компетентностный состав методического мышления распространяются как на фундаментализацию профессиональной подготовки педагога, так и на ее практическую направленность. В нашем исследовании мышление рассматривается как процесс не только отражения, но и конструирования моделей, являющихся образами еще незаданных объектов и явлений реальности. Под методическим мышлением понимаем мышление, определяемое спецификой методической науки и адекватной ей деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование; бакалавр; фундаментализация профессионального образования; практическая направленность подготовки бакалавра; педагогическое образование; гармонизация фундаментализации профессионального образования и его практической направленности; методическое мышление; компетенции